В решении давней проблемы нормирования компенсаций за использование личного автотранспорта для целей обложения НДФЛ и ЕСН наметилась некоторая положительная для налогоплательщиков тенденция. Надежду дали два письма Минфина России: от 29.12.2006 № 03-05-02-04/192 и от 16.11.2006 № 03-03-02/275.
Статьей 38 Трудового кодекса РФ предусмотрена выплата работникам компенсации за использование ими личного имущества, включая личный транспорт, в интересах работодателя. При этом установлено, что размер такой компенсации определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
Таким образом, размер компенсации определяется организацией в зависимости от интенсивности использования личного легкового автомобиля для служебных поездок.
Что касается учета сумм выплачиваемых компенсаций для целей налогообложения, то тут полная ясность существует только в отношении налога на прибыль: расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, только в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В отношении нормирования этих расходов для целей исчисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога мнения расходятся.
Налоговый кодекс предусматривает освобождение от НДФЛ и ЕСН всех видов установленных действующим законодательством компенсационных выплат в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Между тем для целей исчисления указанных налогов нормы компенсации в законодательном порядке не установлены.
Какими нормами в данном случае следует руководствоваться: установленными локальными нормативными актами организации или Постановлением № 92? Налоговым органам больше по вкусу правительственные нормы (см. Письмо ФНС России от 18.05.2005 № 04-2-03/67). Налогоплательщики, как правило, ратуют за нормы, утвержденные организацией, которые обычно выше правительственных. (Следует отметить, что на правомерность применения собственных норм при отсутствии законодательно установленных указывает и ВАС РФ в Решении от 26.01.2005 № 16141/04.)
Два недавних письма Минфина России показали, что сейчас позиция чиновников по этому вопросу не является категоричной. Так, в Письме от 16.11.2006 № 03-03-02/275 минфиновцы обратили внимание на то, что нормы, установленные Постановлением № 92, применяются организациями только при исчислении налога на прибыль. А в Письме от 29.12.2006 № 03-05-02-04/192 указывается на возможность (заметим, не обязанность!) применения Постановления № 92 для целей НДФЛ и ЕСН ввиду отсутствия для этих налогов специальных норм. В Письме отмечается, что применение Постановления № 92 не противоречит положениям п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.
Между тем следует отметить, что в части ЕСН данный выбор (собственные нормы или Постановление № 92) значения не имеет. Дело в том, что даже при использовании норм, установленных Правительством, под ЕСН не подпадает вся сумма фактически выплачиваемой компенсации: компенсация в пределах норм не облагается ЕСН на основании подп. 2 п. 1 ст. 238, а сверхнормативная (то есть не включаемая в расходы для целей налогообложения прибыли) — освобождается от ЕСН на основании п. 3 ст. 236 НК РФ