Многие компании стремятся иметь собственную интернет-страничку. Одни используют ее как визитную карточку — лицо фирмы в Глобальной сети, другие — как электронную торговую площадку, расширяя рынок сбыта продукции. Но объединяет их одно: желание стать активными субъектами зарождающейся информационной экономики.
Российский сегмент Сети признан экспертами одним из наиболее динамично развивающихся.Число доменов Рунета превышает 718 тыс., из них значительная часть зарегистрирована представителями отечественного бизнеса, что говорит об интересе деловых кругов к возможностям, которые Интернет дает развитию компании.
Среди витрин, визиток и порталов
Основа конкурентоспособности — снижение издержек производства при повышении качества, а также ориентация на удовлетворение потребностей целевой аудитории.
Интернет с его массовостью является уникальным информационным каналом, охватывающим значительную часть экономически активного населения, обеспечивающего платежеспособный спрос. Веб-сайт компании может стать инструментом привлечения этой аудитории без посредников и прочих транзакционных издержек. Поэтому собственная веб-страница повышает эффективность маркетинга и объемы реализации продукции и услуг.
Существует несколько типов корпоративных сайтов, каждый из которых решает свои задачи.
Сайт-визитка — это рекламный щит компании в Интернете. На нем размещается общая информация о фирме: сфера деятельности, перечень товаров (услуг), история, корпоративные новости, контактная информация. Подобные сайты требуют минимальных затрат на разработку и поддержку и одновременно служат полезным инструментом позиционирования торговой марки.
С целью информационной поддержки и раскрутки продукции иногда размещают каталог товаров и услуг с иллюстрациями или интерактивными трехмерными моделями и полным набором характеристик. Такие сайты называют витринами.
В интернет-магазинах пользователь может не только ознакомиться с ассортиментом продукции, но и оформить заказ на покупку, не отходя от компьютера. Несмотря на то что электронная торговля в России пока заметно уступает традиционной по объемам реализации и выручки, специалисты отмечают, что интернет-магазины играют роль сетевого представительства компании и ее дистрибьюторов и оказывают положительное влияние на динамику продаж.
Полноценное корпоративное представительство объединяет в себе черты визитки, витрины и интернет-магазина. На таких сайтах часто размещают дополнительную информацию о промоакциях с целью вывода на рынок новой продукции, ребрендинга, розыгрыша призов, организации распродаж и т. д.
Представительство обязано формировать позитивный имидж компании, и с этой целью беспроигрышным вариантом станет организация пресс-центра (например, в виде форума) в качестве источника информации для СМИ и общественности.
Наиболее дорогостоящим и трудоемким в создании и поддержке, но и самым информативным является веб-портал. Помимо вышеперечисленных компонентов он содержит аналитические материалы о деятельности фирмы, инструменты интернет-маркетинга (опросники, формы для голосования, обратная связь), элементы сервисного обслуживания клиентов (ответы на часто задаваемые вопросы, средства технической поддержки, контактная информация).
Портал часто выполняет функции веб-интерфейса между клиентами компании и системами управления (CRM, ERP, бухгалтерскими приложениями и т. д.), играя роль электронного офиса. Основные преимущества — увеличение скорости обслуживания и реализации заказов, упрощение и унификация процессов информационного обмена как вне, так и внутри компании.
По дороге в Паутину
Веб-сайт представляет собой гипермедийный документ, который обычно содержит текст, графику, звук и видео. В нем каждый элемент служит гиперссылкой на другой объект или документ. Кликая мышкой, можно путешествовать, переходя по ссылкам в поисках информации.
Внешний вид интернет-страницы разрабатывается средствами стандартного языка гипертекстовой разметки — HTML. С его помощью можно создать веб-ресурс не сложнее витрины.
Для более серьезных целей потребуется также использование скриптовых языков (Perl, PHP, Java), позволяющих внедрять элементы программирования работы сайта и осуществлять обработку данных.
Большинство компаний обращаются в специализированные студии веб-дизайна по разработке графического оформления, текстового наполнения и функционала сайтов. Стоимость таких услуг — от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов в зависимости от эксклюзивности дизайнерского решения и сложности программного обеспечения. Можно «написать» веб-страничку и собственными силами, просто необходимо выяснить, какой способ в итоге окажется дороже.
Корпоративный сайт нуждается в регулярной поддержке, которая заключается в обновлении размещенных на нем материалов, позиционировании в поисковых системах, обмене ссылками с тематическими ресурсами, модернизации скриптов и т. д. Поэтому целесообразно организовать специальную службу, отвечающую за жизнедеятельность веб-сайта компании. Можно отдать исполнение этих функций на аутсорсинг, который обойдется в несколько сотен долларов в год.
После того как сайт разработан, его нужно разместить в Сети. Для начала следует выбрать доменное имя (адрес) — набор символов, который пользователь должен ввести в поисковой строке браузера, чтобы зайти на сайт. Имя может состоять только из букв латинского алфавита, цифр и дефисов и в идеале должно соответствовать наименованию компании.
Далее необходимо зарегистрировать выбранный домен. Чтобы стать владельцем доменного имени второго уровня в Рунете (имена вида www.name.ru), нужно подать заявку в одну из организаций-регистраторов, аккредитованных при Координационном центре национального домена сети Интернет, и оплатить стоимость регистрации (20 долл. в год). Оформить регистрацию можно на сайте регистратора, последовательно заполняя соответствующие формы, а затем распечатать квитанцию и оплатить ее в банке либо воспользоваться системой электронных платежей.
После того как доменное имя зарегистрировано, переходим к веб-хостингу — физическому размещению сайта на сервере компании-провайдера интернет-услуг. В зависимости от сроков размещения, объема памяти сайта на сервере и от условий провайдера стоимость хостинга в среднем составляет от 70 до 200 долл. в год.
Итого — порядка 1 тыс. долл. за 1 год жизни среднестатистического корпоративного веб-сайта, включая разработку, регистрацию, размещение и поддержку. Если его использование в коммерческих целях носит последовательный и продуманный характер, эти затраты, как правило, окупаются с лихвой и помимо роста продаж способствуют повышению потребительской лояльности к торговой марке.
Интернет в цифрах
- общее число доменных имен — свыше 112 млн, из них активно используются только 51 млн;
- самый популярный домен COM насчитывает свыше 60 млн имен;
- серверы системы DNS в среднем обрабатывают 21 млрд обращений к сайтам доменов COM и NET ежедневно;
- 11 из 13 корневых DNS-серверов, обрабатывающих обращения к доменам, расположены в США;
- наиболее активно растут 5 доменных зон: RU (Россия), AT (Австрия), ES (Испания), FR (Франция) и US (США).