Считается, что год Свиньи приносит достаток, благополучие, стабильность. И действительно, относительно его перспектив настроение у наших предпринимателей очень даже бодрое. Некоторое головокружение от предстоящих успехов в бизнесе обнаружило очередное исследование авторитетной международной организации «Грант Торнтон Интернешнл».
Вообще с большим оптимизмом, чем год назад, на развитие экономик собственных государств смотрят предприниматели не только России, но и большинства стран, охваченных исследованием. Пусть никого не смущает, что таковых всего 32, ведь они производят львиную долю мирового ВВП — 81%. Так вот, среднемировое соотношение между оптимистами и пессимистами увеличилось с +39 до +45%.
Авторы опроса подчеркивают, что за последние пять лет европейские предприниматели впервые по уровню оптимизма намного оторвались от своих американских — соответственно +46 и +14%. А вот фонтанирующий оптимизм бизнесменов бурно развивающихся азиатских экономик удивления уже не вызывает.
Ну и ладно. Нам-то интереснее, как себя ощущают на пороге года наши предприниматели. На перспективы отечественной экономики они смотрят жизнерадостно, с показателем +57%. Конечно, по этому результату нам пока не тягаться с теми же индийцами, филиппинцами или китайцами. Но из членов «Большой восьмерки» выше по оптимизму только канадцы (+60) и немцы (+66%).
Однако куда больше впечатляет другое — темп роста российского оптимизма за
И откуда вдруг столько счастья привалило? Ведь, по последним международным исследованиям, больших улучшений для облегчения ведения бизнеса в России не наблюдалось. Но и без таких подарков, судя по всему, в нашей экономике произошло немало ободряющего.
Авторы исследования указывают на хорошую внешнеэкономическую конъюнктуру, потребительский бум, начало реализации национальных инвестпроектов. Можно добавить и многие другие положительные факты, о которых «ЭЖ» писала в
Но все же любопытно, у кого настроение так взыграло, — бизнес-то — понятие неоднородное. Наверное, вряд ли кто озадачится расположением духа наших энергосырьевых и металлургических мастодонтов, припоминая мировые цены на их продукцию в минувшем году. Верится, что у них все вполне ничего себе. Поэтому многих, пожалуй, должно порадовать, что объект исследования — средний бизнес, то есть предприятия, работающие по преимуществу на внутренний рынок.
Отметим, что представлен этот срез отечественного предпринимательства вполне репрезентативно. Опрос проводился в 11 городах. По видам деятельности расклад примерно следующий: промышленность и транспорт — чуть больше 30%, строительство и торговля — по 12,6, услуги — около 24,3 и другое — 20,5%.
Да, выдающийся всплеск оптимизма произошел у них по поводу перспектив развития российской экономики. Но случилось это не только под впечатлением от внешнеэкономической мощи «Газпрома», «ЛУКОЙЛа», «Северстали» и других гигантов. Немало надежд среднее предпринимательство возлагает и на свой бизнес — по большинству показателей их баланс оптимизма заметно превосходит среднемировой.
Так, высоки надежды на рост товарооборота: с +58% в
Есть и показатели, говорящие о том, что наше среднее предпринимательство стало более трезво оценивать свои возможности. Например, хотя баланс оптимизма по поводу роста цен на товары и услуги вдвое выше среднемирового — +60% и 31 соответственно, это уже на 6 единиц меньше прошлогоднего. Аналогично и по прибыльности: +50% сейчас и 57 в 2006-м. Видно, на рынке становится все теснее.
Итак, в приподнятом настроении вступил наш средний бизнес в новый год. Пожелаем ему удачи. Впрочем, как и всему отечественному предпринимательству.