Бизнес —штука сложная, требующая от государства пристального внимания. Для того и существуют строгие законы, действуют суровые контролеры. Но бывает, что «приговор» за нарушение буквы закона — по форме правильный, а по сути — … Именно на это похожа история из письма наших читателей.
Отчаянное письмо пришло из Новгородской области от руководства Боровичского комбината огнеупоров. Предприятие заключило с инофирмой договор на экспорт своей продукции на условии оплаты после получения покупателем товаров. Контрагент свои обязательства выполнил с незначительной просрочкой — по отдельным партиям деньги были получены с опозданием от 2 до 14 дней. Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на основании ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ привлекло организацию к административной ответственности и взыскало с нее штраф в размере всей полученной за продукцию суммы.
Суды первой и апелляционной инстанций поддержали позицию Росфиннадзора. Найти правду в кассационной инстанции организация уже не надеется. Обращения комбината в Правительство РФ с просьбой изменить законодательство, толкование которого позволяет обирать до нитки российских экспортеров, ни к чему не привели.
Приведенная норма Кодекса РФ об административных правонарушениях сформулирована так, что позволяет наказывать даже за незначительную просрочку.
Вот пример из арбитражной практики. Из Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23.01.2006 № А79-9858/2005 следует, что согласно внешнеэкономическому контракту российское акционерное общество должно было получить оплату за поставленную продукцию 4 января. Денежные средства поступили на его счет 15 января. Управление Росфиннадзора «приговорило» организацию к изъятию всей поступившей выручки. Напрасно несчастный экспортер ссылался на бушующие как у нас, так и за рубежом новогодние праздники. Суды всех трех инстанций одобрили такое решение.
В полученном редакцией письме обращается внимание на то, что российские экспортеры пока вынуждены соглашаться на условия последующей оплаты. Взыскание всей или почти всей суммы выручки за незначительную просрочку оплаты — несоизмеримое с нарушением наказание. Такая правоприменительная практика только вредит развитию внешнеторговой деятельности.
С приведенными доводами следует согласиться. Действительно, российские экспортеры, если речь не идет об энергоносителях, находятся на начальной стадии «внедрения» в мировую экономику. Поэтому они зачастую вынуждены соглашаться на условия, выгодные прежде всего для покупателя. И лишать их выручки только за то, что она немного «опоздала», совершенно неразумно. Такая практика может только способствовать оттоку капитала «в тень» или выводу его туда, где нет такого государственного прессинга. Да и потенциального иностранного инвестора заставит призадуматься…
В приведенных нормах Закона и Кодекса РФ об административных правонарушениях говорится о некоей обязанности резидента в установленный договором срок получить на свои счета валюту и устанавливается санкция за ее невыполнение. А каким образом он может доказать, что сделал все возможное? «Бомбардируя» покупателя заказными письмами-напоминаниями задолго до наступления срока платежа (копии — в Росфиннадзор)? Или специально для этого открывать заграничное представительство, укомплектованное физически развитыми сотрудниками? В это необходимо внести ясность. Следует также изменить ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ таким образом, чтобы размер санкции зависел от срока просрочки оплаты, конкретных обстоятельств и не был грабительским для добросовестных поставщиков.
Можно, конечно, укорять российских экспортеров за то, что они не используют такой надежный инструмент, каким является безотзывный аккредитив, покрытый за счет плательщика. Или не добиваются условия предоплаты. Наверное, они так и будут поступать, когда за отечественными товарами выстроится очередь из заграничных клиентов.
Справка
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон) при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги.
Часть 4 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает за невыполнение этой обязанности наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.