Во многом 2006 год стал переломным для России. Так, преодолен ряд стереотипов, навязываемых нашему обществу с 90-х годов, считает Президент ТПП России, академик РАН Евгений ПРИМАКОВ.
Выступая на заседании Меркурий-клуба в Центре международной торговли, Е. Примаков проанализировал мировое и отечественное развитие в прошедшем году. Во-первых, подчеркнул он, отброшена идея возможности обойтись без решительного госвмешательства в экономическую жизнь страны. Либералы-догматики настаивают на том, что государство должно ограничиваться макрорегулированием и нет необходимости в госвложениях в реальный сектор экономики. Примером является позиция Минфина против создания Инвестиционного фонда. Иными словами, против целенаправленного финансирования проектов из госбюджета, в которых нуждается страна. Лишь настойчивость, проявленная Минэкономразвития, вступившего в конфликт с Минфином, привела к появлению фонда.
Во-вторых, в прошлом году Президент РФ сказал о том, что сырьевой экспорт при высоких мировых ценах на экспортируемые ресурсы должен служить развитию экономики и повышению уровня жизни россиян. Переломлена тенденция, отстаиваемая теми, кто против использования средств Стабфонда внутри России якобы из-за того, что это приведет к взлету инфляции. Порожденная многими причинами инфляция, кстати, остается и при неприкосновенности Стабфонда. Борьбе с инфляцией подчинена и политика безудержного укрепления реального валютного курса рубля, что наносит серьезный ущерб конкурентоспособности российских производителей.
Создание фондов невозобновляемых ресурсов — необходимая мера. В
Выросло число тех, кто понимает: снижение налоговой нагрузки по этим направлениям будет способствовать необходимому изменению структуры российской экономики, приведет к дополнительному ее росту и в конечном счете увеличит поступления в бюджет.
В-третьих, в
В-четвертых, в
Вместе с тем нельзя оценивать ситуацию так, что мы уже достигли рубежа, когда государственная роль в экономике нивелируется, утверждает Е. Примаков. В
Так, при позитивной экономической динамике не наметился выход России из демографического кризиса, имеющего для нас два измерения. С одной стороны, сокращение всего населения, с другой — быстрый отток людей из важнейших в экономическом отношении регионов России — из Сибири, Забайкалья и с Дальнего Востока. Для решения этой проблемы должен быть выдвинут системный, комплексный план развития этих регионов.
Далее. Развитие нашей экономики в
За последние годы в России совершен настоящий прорыв: созданы с финансированием из бюджета Инвестиционный фонд, Венчурный фонд, ОЭЗ, планируется образование Госкорпорации развития. Вместе с тем проявляется незначительный масштаб использования созданных инструментов для инновационной активности. Например, в России создаются всего 4 технико-внедренческие зоны, а в Китае зон такого профиля 57.
Инновационный путь развития становится для России остро необходимым и в связи с тяжелой демографической ситуацией. Она приводит к сокращению предложения трудовых ресурсов, а это может преодолеваться лишь за счет интенсификации труда, повышения его производительности, что невозможно без технико-технологического прогресса.
При некотором сокращении числа людей, живущих за чертой бедности, увеличивается разрыв между 10% населения, имеющих самые большие и самые низкие доходы. По данным Росстата, растет объем денежных доходов у наиболее обеспеченных граждан при неизменности объема доходов у менее обеспеченных. Основную выгоду от экономического роста получают именно богатые.
В развитых странах бедность, по сути, локализуется среди безработных, мигрантов, многодетных семей. В России же 35% лиц, находящихся ниже или рядом с чертой прожиточного минимума, составляют семьи работающих с одним или двумя детьми. Основная масса бедных в России — это работающие по найму или пенсионеры. В сельском хозяйстве, например, зарплату ниже прожиточного минимума получают более двух третей работников, а в сфере культуры и искусства — более половины. Дешевизна рабочей силы помимо всего прочего создает незаинтересованность в технико-технологическом прогрессе.
При развитии федерализма у нас сохраняется, по сути, финансовая система унитарного государства. О каком росте экономической самостоятельности регионов можно говорить, если их преобладающая часть направляет в центр большую часть собранных на месте налогов, а сами полностью зависят от трансфертов и субвенций из федерального центра.
Другие диспропорции:
· замедление темпов роста экспорта нефти и других видов сырья не компенсируется наращиванием экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости;
· при необходимости обеспечить высокий и устойчивый экономический рост отсутствует система долгосрочного кредитования под приемлемый процент;
· рост иностранных инвестиций ограничивается сырьевой областью;
· одна из самых богатых стран по энергоносителям в разы отстает по эффективности использования энергии;
· отсутствует механизм, надежно защищающий от монопольного ценообразования;
· высокий интеллектуальный потенциал несопоставим с его отдачей, составляющей лишь 0,5% наукоемкой продукции и новейших технологий на мировом рынке;
· серьезные недостатки механизма принятия решений — Правительство заранее знает о поддержке парламентским большинством всех внесенных законопроектов. (Самый яркий пример этого — Закон о монетизации льгот. Его недоработки негативно сказывались и в