Одна из наиболее горячо дискутируемых проблем российской экономики — это объем и структура государственных финансовых резервов. В то время как большинство отраслей экономики, включая банковский сектор, испытывают финансовый голод, ищут кредитные ресурсы за рубежом, Минфин и Центробанк настаивают на размещении более 280 млрд долл. российского капитала в США и в странах ЕС
Сравнение международных валютных резервных активов России, США, Гонконга, Японии и Норвегии, по данным Международного валютного фонда (МВФ), по состоянию на декабрь
По данным МВФ, ЦБ РФ положил на счета в зарубежных банках за пределами России средств на сумму, равную 106,5 млрд долл., или 37% от всего объема международных резервных активов РФ в 289 млрд долл. (см. графу «Наличная валюта и депозиты в банках, имеющих головное отделение за пределами данной страны»).
США, напротив, не отдали зарубежным банкам ни цента — 0% от своего резерва в 65 млрд долл., что резко контрастирует с российскими 37%.
Гонконг передал иностранцам всего 3,427 млрд долл. из 132 млрд резерва, причем чуть более 3 млрд из этой суммы легли в филиалы зарубежных банков в самом Гонконге, то есть фактически оттуда ушло всего 424 млн долл., или 0,3% от суммы резерва. Значительно меньше, чем из России.
Япония с ее резервом в 896 млрд долл. положила на счета в зарубежных банках лишь 91,659 млрд, при этом 91,655 млрд из этой суммы легли в филиалы зарубежных банков в самой Японии. Таким образом, из страны за рубеж ушло 4 млн долл., или всего лишь 0,0004% от общей суммы резерва, несопоставимо меньше, чем из РФ. Разница между нами и Японией здесь очень велика.
Но практичнее всех оказалось руководство Норвегии: у них в течение прошлого года этот показатель был вообще отрицательным и только в конце года увеличился и составил 71 млн долл. от суммы резерва в 52 млрд, или 0,13%. Комментарии, очевидно, излишни.
Можно сделать первый вывод: сравнительный анализ показывает, что только Россия вывела за рубеж так много наличной валюты и депозитов — 106,5 млрд долл., или 37% резерва. При этом из всех рассмотренных стран ВВП на душу населения у нас самый низкий. Так, среднедушевой ВВП в Японии в 3 раза превышает российский, в Норвегии и США — более чем в 3 раза, даже в Гонконге он выше в 2 раза.
Второй особенностью нашего золотовалютного резерва является то, что мы вывели за границу еще 91,9 млрд долл., вложив их в зарубежные ценные бумаги, а также 81,7 млрд, отданные иностранцам по сделкам обратных РЕПО. Из этого вытекает второй вывод: при нынешней социально-экономической ситуации в России эта сумма тоже очень велика. Больше в зарубежные ценные бумаги вложила только Япония, по причинам, о которых еще пойдет речь ниже.
Подведем итоги: по состоянию на декабрь
При этом искреннее удивление вызывают предложения некоторых российских политиков ориентироваться в резервной политике не на лидера мировой экономики — США, а на Китай и Японию, у которых самые большие в мире резервы, что якобы обеспечивает им стабильность.
Это неправильный подход.
В Китае функционирует классическое коммунистическое этатическое государство, где 90% населения живет в нищете. Валютные резервы этой страны формируются в первую очередь за ее счет и в ущерб ее интересам, но это «плата» прежде всего американцам за доступ на рынки США.
Япония — это страна, попавшая в зависимость от США после поражения во Второй мировой войне. Поэтому, кстати, несложно догадаться, что основная часть из 750 млрд долл., вложенных японцами в зарубежные ценные бумаги, ушла на американский фондовый рынок.
Таким образом, если мы всерьез говорим о независимой рыночной экономике в России, нам не стоит ориентироваться на коммунистические или колониальные режимы.
И давайте наконец поймем, что три раздутые «внешнекредитные» категории резервных активов любой страны — это признак либо ее недемократизма, либо колониальной зависимости. Резерв приличных стран — мощная экономика и сытые люди, а не валюта чужих государств.
А миф о том, что валютный резерв — это спасение в случае финансового кризиса, является настолько же глупым, насколько и опасным. В случае внутреннего финансового кризиса в России ее резерва — 289 млрд долл. — хватит на считанные дни, если не часы. В случае же мирового финансового кризиса потеря нашего резерва в иностранной валюте станет не спасением, а причиной внутреннего финансового кризиса в стране.
Самый главный вывод из всего вышесказанного очевиден: РФ надо повысить эффективность своей резервной политики путем прекращения кредитования мировой экономики, возвратить в страну 280 млрд долл. «внешнекредитной» части валютного резерва и инвестировать эти средства в развитие отечественной экономики.