Тюменскую модель здравоохранения для «ЭЖ» прокомментировал эксперт по вопросам местного самоуправления, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ, д. э. н. Александр ПИДДЭ.
До вступления в силу с 1 января
Оказание первичной медико-санитарной помощи населению — прерогатива исключительно муниципальных образований — районов и городских округов. Специализированная медицинская помощь отнесена в ведение субъекта Федерации. А медицина высоких технологий — уже уровень самой Федерации.
Это пример разумного разделения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти в пределах одного отдельно взятого региона. В области не стали делить медицину на «одушевленную» и «неодушевленную».
В большинстве российских регионов поступили так же — муниципальная собственность передана в собственность субъекта Федерации. Все расходы по содержанию недвижимости в системе здравоохранения и оплаты труда медицинских работников отнесены на областной бюджет.
А ведь повсеместно в России 70% медицинских услуг приходится на долю первичной медико-санитарной помощи. Но самая «жирная» часть «пирога» достается федеральным лечебным учреждениям, а самая малость — муниципальным. Схематично создавшуюся ситуацию я вижу в виде двух пирамид, одна из которых перевернута вниз пиком (см. схему). В Тюменской области пытаются сбалансировать полномочия и финансы.
Сейчас в стране сформированы тысячи муниципальных образований, к управлению в них пришли тысячи муниципальных служащих, избраны десятки тысяч депутатов. Они наделены полномочиями, о которых порой и не подозревают.
Им всем предстоит учиться жить по новым правовым нормам. И в сфере здравоохранения тоже, которая, не будем забывать, финансируется не только из бюджета, но и за счет средств обязательного медицинского страхования и других источников в соответствии с законодательством.