В Тюменской области местное самоуправление, за исключением городских округов Тюмень и Тобольск, свободно от организации оказания медицинской помощи населению.
Хорошо это или плохо? Верно ли корректировать букву закона?
Уже год российское земство прожило по вступившему в силу 1 января
Так, вопреки его положениям об организации оказания первичной медико-санитарной помощи населению в Тюменской области ответственность за все здравоохранение, исключая пока ведомственные клиники, несет исполнительная власть субъекта Федерации.
Здесь не стали делить медицину на государственную и муниципальную, что предполагается действующим законодательством в сфере здравоохранения. И собственность — движимая и недвижимая — лечебных учреждений вне зависимости от места их расположения, и фонд заработной платы медицинских работников независимо от места их проживания и работы — все прерогатива областного Департамента здравоохранения.
В результате выработан такой механизм взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления, который позволил сформировать модель экономического управления здравоохранением по страховому принципу. Она ориентирована на конечный результат — повышение уровня и качества медицинского обслуживания сибиряков.
По утверждению исполняющей обязанности начальника юридического отдела Департамента здравоохранения Тюменской области Ольги Балановой, в отрасли обеспечен стабильный рост заработной платы и значительно улучшены экономические показатели деятельности лечебных учреждений. Главное, удалось остановить рост уровня общей заболеваемости, обеспечить стагнацию уровня смертности населения, снизить материнскую и младенческую смертность, улучшить доступность специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи населению.
В сельских районах области осуществлены:
· перепрофилирование маломощных участковых больниц в амбулатории с койками дневного стационара, часть их переведена в больницы (отделения) сестринского ухода;
· переориентация оказания медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническое звено с сокращением числа необоснованной госпитализации в стационар;
· устранение дублирования в деятельности областных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений, расположенных на одной административной территории;
· создание рациональной системы государственных гарантий в лекарственном обеспечении населения;
· целевое финансирование приоритетных направлений по охране здоровья населения в соответствии с областными целевыми программами по противодействию туберкулезу, наркомании, распространению ВИЧ-инфекций, росту онкологических заболеваний, а также направленных на охрану здоровья матери и ребенка, выявление заболеваний на стадии профилактических медосмотров;
· развитие профилактики заболеваний, системы активного сохранения и восстановления здоровья человека.
Одновременно за три года реформирования системы здравоохранения в регионе осуществлен перевод нормирования затрат организаций здравоохранения в прямую зависимость от объемов и качества оказываемой медицинской помощи. Это позволило стабилизировать финансовое обеспечение организаций здравоохранения и проводить единую тарифную политику в системе обязательного медицинского страхования (ОМС).
Структурные преобразования в сфере предоставления первичной медико-санитарной помощи дали возможность уменьшить объемы стационарной помощи при одновременном увеличении объемов оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлиническом звене.
До начала реформы в
Остается только отметить, что все эти преобразования в сфере здравоохранения Тюменской области осуществляются согласно проекту Европейского союза «Поддержка развития системы учреждений первичной медицинской помощи на государственном и муниципальном уровнях» в рамках Программы ЕС «Europe Aid» для России. «Экономика и жизнь» будет постоянно информировать своих читателей о реализации этой программы в пилотных регионах РФ, каковыми избраны на первом этапе Тюменская и Липецкая области.
Норма закона
«К вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов».
ИСТОЧНИК: ФЗ ОТ 06.10.2003 № 131
Цитата
ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ, ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
— Деньги в системе здравоохранения есть, только они нерационально тратятся. Бюджетные средства поступают из разных источников и растекаются по разным направлениям. Предстоит эти ручейки соединить и направить на главные цели. Если мы сумеем эту задачу выполнить в рамках экспериментальных регионов, выйдем на новую модель финансирования здравоохранения.
(17 декабря