В создании единого информационного поля, представляющего собой интегрированную информационную среду, которая обеспечивает обмен данными об изделии (продукции), заинтересованы субъекты разных уровней — корпоративного, отраслевого, федерального.
При соответствующем решении на стратегическом государственном уровне информационные технологии могут послужить основой государственно-частного партнерства.
Там и здесь
Аббревиатура CALS, возникнув в
· Compute Aided Logistic Support — автоматизация процесса материально-технического обеспечения;
· Continuous Acquisition and Life-Cycle Support — непрерывная информационная поддержка жизненного цикла продукции;
· Commerce At Light Speed — бизнес со скоростью света.
В отечественной практике она понимается как ИПИ — информационная поддержка изделия.
Согласно определению «CALS — это единая стратегия правительства и промышленности, концентрирующаяся на перестройке существующих бизнес-процессов в высокоавтоматизированный и интегрированный процесс управления циклом оборонных систем» (NATO, CALS Handbok, Version 2, June 2000).
Президент Международного конгресса промышленников и предпринимателей, член СФ ФС РФ, председатель Наблюдательного совета Международной ассоциации по проблемам CALS (МАСС) Виктор Глухих тоже считает, что информационная поддержка изделия должна стать единой стратегией Правительства и промышленности. Речь идет не столько об эффективном использовании электронных данных о продукции и реорганизации предпринимательской деятельности, сколько об управлении всеми ресурсами предприятий с помощью специально разработанных компьютерных программ и модернизации производства на основе мировых стандартов качества.
По мнению первого вице-президента МАСС Николая Эверстова, успешная реализация CALS-стратегии позволит наладить государственно-частное партнерство, основанное на равноправных и прозрачных отношениях между бизнесом и государством. От этого зависит переход инновационного потенциала в технологическое обновление отечественной промышленности и в конечном итоге выход российской экономики на качественно новый уровень.
Концепция
Во исполнение Поручения (от 2 марта
Основное содержание Концепции CALS составляют инвариантные понятия, которые реализуются (полностью или частично) в течение жизненного цикла (ЖЦ) изделия (схема 1) и условно делятся на три
группы:
· базовые принципы CALS;
· базовые технологии управления процессами;
· базовые технологии управления данными.
На каждой стадии ЖЦ требуется свой объем данных, определяемый содержанием решаемых задач (схема 2).
Приведение данных к единой стандартизованной информационной модели существенно упрощает построение интегрированной системы, поскольку позволяет применять коммерческие прикладные решения для различных задач.
Практика
По мнению директора Центра системных исследований МАСС, руководителя группы научно-методического обеспечения Международной промышленной энциклопедии CALS, профессора Московского авиационного института Николая Дерябина, информационные технологии, используемые на предприятии, можно условно разделить на три составляющие — управленческие, производственные и вспомогательные.
Основные задачи получения максимальной прибыли и повышения конкурентоспособности позволяют решить информационные системы классов:
· управления взаимодействием с клиентом;
· управления цепочками поставок;
· планирования (управления) ресурсами предприятия.
Производственная составляющая — это системы автоматизированного проектирования, производства, конструирования, управления данными об изделии и логистика. Под логистикой в данном случае понимаются технологии, на основе которых осуществляются процедуры планирования и управления процессами технического обслуживания и ремонта, материально-технического обеспечения, включая электронную эксплуатационную и ремонтную документацию.
Вспомогательные системы — защита и информационная безопасность, электронно-цифровая подпись, корпоративная компьютерная сеть и т. д.
Такой подход не меняет сути CALS, зафиксированной в Концепции. Более того, деятельность ряда отечественных предприятий свидетельствует, что внедрение ИПИ-технологий в полном объеме позволяет значительно повысить качество выпускаемой продукции, на 20—25% сократить стоимость эксплуатации сложной техники, на 60—70% сократить сроки вывода на рынок новейших образцов техники.
Так, например, ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «НПП «Аэросила», ФГУП «ОКБ «Спектр», ОАО «Туполев»
(г. Москва и Казанский филиал), ЗАО «НПО «ЭЛАК», ФГУП «ОНПП «Технология» (г. Обнинск), ОАО «ОКБ им. Сухого» (г. Москва), ФГУП «ММПП «Салют» (г. Москва), ОАО «Авиа- двигатель» (г. Пермь), Чебоксарский приборостроительный завод «ЭЛАРА», ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», Государственный Рязанский приборостроительный завод и многие другие предприятия убедились на собственном опыте в эффективности использования технологий информационной поддержки производимой продукции.