Сор из «избы» Союзного государства разнесен по всей Европе. Россия и Беларусь не смогли самостоятельно разрешить возникшие хозяйственные споры и поспешили втянуть в свои разборки всех, кого можно.
О конфликте знают все. Более того, от него ни за что ни про что пострадала Европа. Германия, Венгрия, Словакия, Чехия и Польша перестали получать российскую нефть, которую наша страна обязана поставлять им по контрактам. Углеводороды, предназначенные для Европы, вдруг решила прибрать к своим рукам братская Беларусь, благо трубопровод «Дружба», по которому транспортируется половина российской экспортной нефти, проходит через ее территорию.
В результате с 6 января 79 тыс. тонн российской нефти до законных адресатов не дошли. А с 8 января компания «Транснефть» просто остановила прокачку на этом направлении.
Исполнение международных обязательств попало под угрозу, поскольку поставки в Европу по нефтепроводу возможны только через территорию Беларуси. (Кстати, по «Дружбе» в Европу ежедневно поступало около 1,2 млн баррелей нефти.) Эксперты сразу подсчитали, что потери российских компаний от приостановки транзита через территорию Беларуси составят порядка 3,5 млрд долл. в год.
Европейцам-потребителям происходящее, естественно, не понравилось, и они тут же потребовали разъяснений. А что тут разъяснять? То, что Россия и Беларусь строили-строили Союзное государство, а оно все не строилось. И теперь стороны, недовольные друг другом из-за несбывшихся надежд, пытаются налаживать свою жизнь исходя из интересов не Союзного государства, а своих собственных. И при этом даже не прочь от всей души насолить друг другу, а заодно и всем окружающим.
Действительно, у Москвы и Минска накопилось много взаимных претензий. Причем каждая из сторон обвиняет друг друга в нарушениях двусторонних договоренностей. Беларусь, например, считает, что Россия в нарушение соглашений ввела с 1 января
По оценкам, наша страна ежегодно недополучает более 4 млрд долл. из-за разницы в экспортных пошлинах в Беларуси и в России на нефтепродукты, производимые из нашей нефти. Например, с
1 декабря российская пошлина на экспорт легких дистиллятов и газойлей составляет 134 долл. за тонну, а белорусская – 75,8.
На нашу пошлину белорусы ответили своей. Для «компенсации упущенной выгоды» республика ввела 45-долларовую таможенную пошлину за тонну нефти, транспортируемой по своим нефтепроводам. Эксперты сразу определили ее как незаконную по экономической сути, по способу введения и по букве международных и двусторонних соглашений.
Россия знала, чем ответить, и пообещала ввести импортные пошлины на белорусские товары. Замаячила перспектива полномасштабной торговой войны. И между кем? Между братскими республиками, состоящими в Таможенном союзе и строящими Союзное государство!
Можно долго вспоминать, кто в чем когда был не прав. Фактов наберется много. Но дело даже не в этом. Хотелось бы понять, если мы действительно строим Союзное государство, то зачем так широко афишировать внутрисемейные распри и вовлекать в них соседей? Кстати, представляется, что у соседей относительно Беларуси уже существует определенное стойкое мнение и ей нечего терять. А вот репутация России в этой ситуации может пострадать. Тем более что для нас это уже не первый транзитный скандал. Недаром в Европе Ангела Меркель, канцлер Германии — страны, с которой Россия ищет дружбы, заявляет, что прекращение поставок в очередной раз заставляет констатировать: Европа не должна зависеть от какой-либо одной страны и необходимо разнообразить энергоисточники.
Мнение европейцев вряд ли уже изменится в лучшую сторону, несмотря на то, что после трехдневного простоя транспортировка нефти возобновилась. Обычно от скандалистов стараются держаться подальше. К тому же никто не застрахован от каких-то новых сюрпризов.
На сегодняшний день Белоруссия сняла свое требование об уплате транзитных пошлин, однако согласия по разделу доходов от нефтеэкспорта пока так и не достигнуто. И, представляется, прийти к консенсусу можно только тогда, когда есть общая цель. Если же ее нет, то договориться действительно очень сложно.