С 1 января 2007 года начал действовать Приказ ФНС России от 21.11.2006 № САЭ-3-19/798@ об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов (далее — Приказ от 21.11.2006). Этот документ заменил утративший силу Приказ ФНС России от 30.03.2005 № САЭ-3-19/127 «Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени» (далее — Приказ от 30.03.2005).
Глава 9 Налогового кодекса РФ в определенных случаях позволяет налогоплательщику по соглашению с органом ФНС изменить срок уплаты налога, сбора и пеней. Это возможно, например, при причинении ущерба в результате стихийного бедствия, задержке финансирования из бюджета, угрозе банкротства и т.п.
До Нового года налогоплательщики могли просить органы ФНС об изменении срока уплаты налога в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. Новая редакция НК РФ, которая действует с 01.01.2007, исключила из НК РФ возможность получения налогового кредита. Вероятно, по этой причине руководство ФНС России утвердило новый документ, регламентирующий процедуру изменения срока уплаты налогов.
Впрочем, Приказ от 21.11.2006 понадобился не только для того, чтобы внести «технические» изменения в процедуру изменения срока уплаты налогов. Он изменил порядок и условия получения инвестиционного налогового кредита, а также условия заключения с органами ФНС договора поручительства.
Новые перечни документов
Общий перечень документов, которые необходимо представить в ФНС России или региональное управление ФНС для изменения срока уплаты налога в форме отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита, практически не изменился. Как и раньше, вместе с соответствующим заявлением налогоплательщик подает:
· справки об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов, определенных в п. 1 ст. 62 НК РФ, о состоянии расчетов с бюджетами, о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках, налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах;
· обязательство соблюдать условия изменения срока уплаты налога;
· копию устава (учредительного договора, положения) организации;
· баланс, другие формы бухгалтерской отчетности и т. п.
Однако изменился дополнительный список документов, которые нужны для получения инвестиционного налогового кредита. Теперь налогоплательщику не нужно подавать в орган ФНС «документы, подтверждающие неприменение процедур, предусмотренных законодательством о банкротстве».
Кроме того, бизнес-план инвестиционного проекта, который составляется для получения инвестиционного налогового кредита, теперь может подаваться в свободной форме (раньше он составлялся по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 22.11.97 № 1470 «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития РФ и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ»).
Изменился порядок установления процентов за предоставленный инвестиционный налоговый кредит. Согласно ныне не действующему Приказу от 30.03.2005 в течение первых двух лет эти проценты устанавливались в размере 1/2 ставки, в последующие годы — 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ. В Приказе от 21.11.2006 такое положение отсутствует. Следовательно, конкретный размер процентов в каждом случае предоставления инвестиционного налогового кредита будет устанавливаться договором, заключенным с налоговым органом. Но при этом должна учитываться ст. 67 НК РФ, которая запрещает устанавливать проценты на сумму кредита по ставке менее 1/2, превышающей 3/4 ставки рефинансирования Центробанка.
Кроме того, расширился список документов, необходимых для получения отсрочки или рассрочки, предоставляемой согласно подп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ налогоплательщику, которому угрожает банкротство в случае единовременной выплаты им налога либо в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения или графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления. Чтобы отсрочить или рассрочить свои платежи в бюджет, он должен подать в орган ФНС заверенную копию мирового соглашения и копию определения суда о его утверждении либо заверенную копию определения о введении процедуры финансового оздоровления и копию утвержденного судом графика погашения задолженности.
ВАС налоговой службе не указ!
НК РФ дает налоговикам право установить в качестве обязательного условия для изменения срока уплаты налога или сбора залог имущества либо оформление поручительства по обязательствам налогоплательщика (п. 5 ст. 61 НК РФ). В Приказе от 21.11.2006 разъясняются порядок и условия заключения договоров поручительства.
Теперь эти договоры со стороны налоговых органов будут заключать только управления ФНС по субъектам РФ (раньше их могли заключать и межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам).
Причем поручителем может быть не каждая организация. Приказ от 21.11.2006 перечисляет основания, позволяющие налоговикам отказать в заключении договора поручительства. Одним из них является выявленная налоговым органом недобросовестность потенциального поручителя.
Как видим, несмотря на то что после публикации Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» много говорили и писали о том, что термин «недобросовестный налогоплательщик» не будет больше использоваться в арбитражной практике, на позицию налоговой службы это никак не повлияло.
Зато в Приказе от 21.11.2006 сократилось число иных обстоятельств и сведений, которые могут быть признаны налоговым органом основанием для отказа в заключении договора поручительства. В частности, налоговая служба исключила из перечня «получение налоговым органом сведений о фактах неуплаты косвенных налогов за прошлые налоговые периоды или о фактах необоснованного возмещения сумм косвенных налогов из бюджета; несовпадение местонахождения имущества организации-должника с его юридическим адресом».
В то же время теперь налоговый орган может отказать в заключении договора поручительства организации, у которой не совпадают фактическое местонахождение и адрес, указанный в учредительных документах. Очевидно, руководство ФНС России, не добившись внесения на уровне федерального законодательства ответственности за несовпадение адресов, пытается проводить в жизнь свою точку зрения в ведомственных приказах.