Государство ревностно следит за тем, чтобы валютная выручка полностью поступала на счета российских фирм. Однако в силу обстоятельств это не всегда возможно. Как доказать, что часть денег осела за границей на вполне законных основаниях? Об этом и пойдет речь.
Ситуация. Российская организация заключает контракты с инофирмами на выполнение работ (оказание услуг) за границей. При расчете с исполнителем данные фирмы удерживают из выручки налог на прибыль, установленный в иностранном государстве, по соответствующей ставке. Поэтому российская организация получает на свой счет в банке неполную сумму выручки.
В связи с налогообложением за границей в контракте отражается, например, следующее: «Цена договора составляет 375000 руб. В соответствии с налоговым законодательством Республики ………… со стоимости услуг удерживается налог у источника выплаты в бюджет данного государства 20% — 75000 руб. Стоимость услуг после удержания налога составляет 300 000 руб., которая подлежит перечислению на расчетный счет исполнителя».
Однако банки открывают паспорт сделки на общую сумму договора (375000 руб.), хотя знают, что выручка поступит не полностью. Получается, что организация нарушит валютное законодательство, недополучив часть суммы по контракту.
Аналогичная проблема возникает и в связи с удержанием иностранными банками комиссионных за счет выручки, перечисляемой российской организации.
Как следует поступать в данном случае российской организации, чтобы не нарушать валютное и налоговое законодательство?
Обязанность и ответственность
Закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон) в ст. 19 предусматривает обязанность резидентов по репатриации ими иностранной валюты и валюты Российской Федерации. Подпункт 1 п. 1 данной статьи устанавливает, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено Законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданную им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Обратим внимание на то, что Закон обязывает резидента репатриировать не сумму договора, а соответствующую валюту, причитающуюся ему в соответствии с условиями договора. Оговоренная сторонами цена товаров (работ, услуг) может быть получена не полностью российской организацией по разным объективным причинам. На этом мы остановимся чуть позже. А пока поговорим об ответственности, которая может наступить при невыполнении установленной Законом обязанности.
Кодекс об административных правонарушениях РФ в ч. 4 ст. 15.25 предусматривает, что невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
Нет сомнения в том, что часть 4 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает ответственность именно за невыполнение обязанности, установленной подп. 1 п. 1 ст. 19 Закона. Однако эта административная норма не упоминает условия договора, в соответствии с которыми должна определяться репатриируемая резидентом сумма валюты. Значит ли это, что резидент может быть в любом случае привлечен к ответственности, если на его банковский счет не поступит сумма, равная цене контракта?
По нашему мнению, такого быть не может. Обязанность резидентов по репатриации выручки установлена специальным Законом. Приведенная норма КоАП РФ, предусматривая ответственность за невыполнение такой обязанности, не должна ее расширять. При применении санкции обязанности нерезидента следует понимать в том объеме, в каком они обозначены специальным законодательством. То есть сумма репатриируемой резидентом валюты может быть меньше договорной цены, если это следует из условий контракта.
Чужое государство требует долю
Услуги, оказанные за границей, могут быть объектом налогообложения по законодательству иностранного государства. В случае удержания из суммы дохода налога на прибыль на счет исполнителя будет перечислена не вся сумма договора, а ее оставшаяся после налогообложения часть.
Российское законодательство также предусматривает налогообложение нерезидентов. Так, согласно ст. 247 НК РФ прибылью в целях главы 25 НК РФ признаются:
· для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных данными представительствами расходов;
· для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации, определяемые в соответствии со ст. 309 НК РФ.
Аналогичные нормы есть и в законодательстве иностранных государств.
Учитывая возможность налогообложения резидентов за границей, ст. 311 НК РФ устанавливает порядок устранения двойного налогообложения. Согласно п. 3 данной статьи суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога на прибыль в России. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в России.
Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации:
· для налогов, уплаченных самой организацией, — заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства;
· для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, — подтверждения налогового агента.
ВНИМАНИЕ!
По нашему мнению, указанные в ст. 311 НК РФ документы могут применяться и в целях налогового контроля для подтверждения резидентом выполнения своих обязанностей, предусмотренных подп. 1 п. 1 ст. 19 Закона, при непоступлении на его счет части полученной за рубежом выручки.
Указание в контракте на то, что на счет российской организации будет перечислена выручка за минусом уплаченного или удержанного налога в соответствии с законодательством иностранного государства, также подтвердит выполнение резидентом своих обязанностей по репатриации валюты. Для того чтобы правильно отразить в договоре такие условия, необходимо при подготовке проекта договора изучить соответствующее законодательство.
Валюта понесла потери
Сумма выручка, поступившая на счет российской организации, может уменьшиться не только в связи с налогообложением в иностранном государстве. Часть ее могут «положить в карман» банки в качестве своих расходов и комиссионных. Чтобы избежать привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, необходимо заранее установить условия оказания услуг теми банками, через которые будет перечисляться валюта.
Перечисление кредитными организациями денежных средств с взиманием своих расходов и комиссионных за счет выручки, полученной российской организацией, необходимо отразить в договоре. Следует также указать, какие конкретно банки будут взимать соответствующие суммы и назначение таких платежей. Наличие в договоре таких условий будет подтверждением выполнения резидентом своих обязанностей по репатриации выручки.
АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА
Постановление ФАС Центрального округа от 28.04.2005 № А35-7114/05-С28.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора привлекла ООО к ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ за непоступление на его счет части валютной выручки за отгруженный товар. Суд, признав постановление органа валютного контроля недействительным, указал, в частности, следующее.
Российской организацией была осуществлена экспортная поставка в адрес итальянской фирмы.
Контрактом было предусмотрено, что комиссия иностранного банка-корреспондента оплачивается продавцом. Международный перевод денежных средств участники межбанковских расчетов осуществляли путем перечисления долларов США со счета плательщика, открытого в итальянском банке, на транзитный валютный счет общества, открытый в российском банке, через банк-корреспондент, входящий в международную систему банковских расчетов SWIFT — BANK of NEW YORK. Согласно уведомлению российского банка на счет ООО поступала сумма выручки за минусом суммы комиссии банка-корреспондента.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, на нарушение которых названным Кодексом установлена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом приведенных обстоятельств суд сделал вывод, что комиссионную сумму, полученную банком-корреспондентом при осуществлении перевода на счет ООО, нельзя отождествлять с неполучением валютной выручки за поставленный на экспорт товар, поскольку общество предусмотрело в контракте возможность таких банковских расходов.
Суд также указал на нереальность предусмотреть во внешнеторговом контракте конкретную сумму расходов, связанных с комиссией иностранного банка-посредника.
Паспорт сделки может довести до суда
Согласно ст. 20 Закона паспорт сделки, оформляемый резидентами в уполномоченных банках, должен содержать сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Такие сведения отражаются в данном документе на основании подтверждающих документов. Паспорт сделки используется органами и агентами валютного контроля. Именно по нему первоначально определяется исполнение резидентов своих обязанностей. Однако может ли паспорт сделки отразить обсуждаемые нами особенности контрактов, при которых в силу объективных причин часть валютной выручки не поступает на счет резидента? Ведь в противном случае ему может грозить привлечение к административной ответственности и судебное разбирательство.
Паспорта сделок оформляются согласно Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее — Инструкция).
В разделе 3 паспорта сделки должны отражаться общие сведения о контракте. Если резидент будет проводить строительные и подрядные работы за пределами территории Российской Федерации, то в графе 10 данного раздела проставляется символ Х. При этом Инструкция не предусматривает указание в этой графе каких-либо иных сведений, связанных с проведением работ за рубежом, в том числе и сведений о налогообложении прибыли резидента в соответствии с законодательством иностранного государства. Кроме того, указание в графе 10 раздела 3 об оказании услуг за границей также не предусмотрено.
В разделе 6 паспорта сделки можно отражать специальные сведения о контракте. Инструкция разъясняет, что в п. 6.1 данного раздела «Условия о сроках и порядке расчетов по контракту» поле заполняется путем краткого или полного изложения условий о сроках и порядке расчетов, предусмотренных в контракте. Следовательно, в этом пункте можно указать то, что согласно условиям контракта часть подлежащей перечислению в уполномоченный банк выручки будет потрачена на уплату услуг иностранных банков.
В то же время в Инструкции разъясняется, что данный раздел заполняется только для контрактов, в соответствии с которыми осуществляется вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации. Следовательно, резиденты, осуществляющие работы и оказывающие услуги за границей, лишены возможности отразить в п. 6.1 раздела 6 сведения о налогообложении их прибыли в соответствии с законодательством иностранного государства.
Таким образом, резиденты, экспортирующие товары, могут предупредить агентов и органы валютного контроля о том, что не вся сумма контракта поступит на их счета в связи с оплатой услуг иностранных банков. В то же время резиденты, выполняющие работы и оказывающие услуги за границей, лишены возможности отразить в паспорте сделки сведения как о предполагаемых платежах за счет выручки в пользу банков, так и об уплате налога в бюджет иностранного государства также за счет причитающейся выручки.
Поэтому следует подчеркнуть важность правильного составления внешнеэкономических контрактов в части отражения условий о расчетах и налогообложении, а также наличия подтверждающих документов, о чем говорилось выше. Можно также посоветовать представлять их в контролирующие органы «превентивно», не дожидаясь привлечения к ответственности по данным паспорта сделок.