Бухгалтерская отчетность является основным источником информации для заинтересованных пользователей. От того, насколько оперативно и правильно будут сформированы отчетные данные, зависят качество и эффективность принимаемых управленческих решений.
Состав и порядок составления и представления бухгалтерской отчетности регулируются следующими документами:
· Законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
· ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и иными положениями по бухгалтерскому учету;
· Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», содержащим рекомендуемые образцы форм бухгалтерской отчетности.
Напомним, что в общем случае в составе бухгалтерской отчетности необходимо представлять:
· бухгалтерский баланс (форма № 1);
· отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
· отчет об изменениях капитала (форма № 3);
· отчет о движении денежных средств (форма № 4);
· приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
· пояснительную записку.
В случае если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, в составе бухгалтерской отчетности представляется также аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность (подробнее об этом — в материале «Требуйте, да знайте меру» этого номера «БП»). В случае если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.
Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять формы № 3, 4, 5 и пояснительную записку.
Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, а также некоммерческие организации имеют право не представлять формы № 3, 4, 5 при отсутствии соответствующих данных.
Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).
Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляются формы № 3, 4, 5 и пояснительная записка.
Порядок подготовки данных для составления отчетности является наиболее консервативной (наименее подверженной изменениям) областью бухгалтерского учета и отчетности.
Особенности составления бухгалтерской отчетности за очередной год обусловливаются изменениями законодательной и нормативной базы, происшедшими в отчетном году. В последние годы такие изменения весьма невелики и непринципиальны. Тем не менее они могут существенно влиять на порядок, приемы и методы группировки и детализации бухгалтерской информации.
При составлении бухгалтерской отчетности за 2006 год следует учитывать как минимум следующие изменения, внесенные в законодательные акты и документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета:
— изменения порядка осуществления налоговых вычетов вследствие внесения корректив в главу 21 НК РФ. Соответствующие нормы налогового законодательства внесены еще в 2005 году, однако в полной мере новые правила стали действовать только в отчетном (2006 году). Следствием этих изменений является изменение методологии бухгалтерского учета по счетам 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС». Кроме того, в некоторых ситуациях следовало уточнить состав отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств;
— изменения, внесенные в ряд положений по бухгалтерскому учету приказами Минфина РФ от 22.09.2006 № 115н и 116н. Указанными документами фактически отменена ранее использовавшаяся дифференциация прочих расходов на операционные, внереализационные и чрезвычайные. Другими словами, теперь перечисленные виды расходов будут показываться одной строкой. Тем не менее, по нашему мнению, целесообразно приводить расшифровку расходов по ранее применявшейся классификации, так как она отражала некоторые особенности возникновения и возмещения осуществленных затрат;
— некоторое изменение порядка формирования бухгалтерской информации об объектах основных средств (соответствующие изменения внесены в ПБУ 6/01 в декабре 2005 года и фактически вступили в силу с начала 2006 года). За прошедший год изменения были должным образом учтены и отработаны, а необходимые изменения в учетную политику внесены в установленные сроки и надлежащим порядком.
От редакции
Вниманию бухгалтеров!
Перед составлением бухгалтерской отчетности за 2006 год бухгалтерам целесообразно ознакомиться с Рекомендациями аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2006 год (Письмо Минфина России от 19.12.2006 № 07-05-06/302).
Обозначим основные моменты, вытекающие из указанных Рекомендаций, которые необходимо принимать во внимание при подготовке отчетности.
1. При подготовке отчетной информации необходимо учитывать положения всей совокупности документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Требования по раскрытию тех или иных элементов бухгалтерской отчетности установлены в соответствующих положениях по бухгалтерскому учету (последний раздел). Выполнение этих требований является обязательным.
2. При формировании бухгалтерской отчетности организации нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности применяются в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам.
3. Пунктом 18.1 ПБУ 9/99 «Доходы организации» установлено, что выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности.
Необходимо помнить, что при выделении в отчете о прибылях и убытках таких видов доходов организация обязана показать в нем соответствующую каждому виду часть расходов, как этого требует п. 21.1 ПБУ 10/99 «Расходы организации».
4. Кроме доходов и расходов (см. п. 3) обособленно в бухгалтерской отчетности должны приводиться и иные показатели (об отдельных активах, обязательствах, хозяйственных операциях) в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 11 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).
Пунктом 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (утверждены Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н) установлено, что существенным считается показатель, нераскрытие которого может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Уровень существенности показателя определяется организацией самостоятельно.
5. Годовые дивиденды, рекомендованные или объявленные в установленном порядке по результатам работы организации за отчетный год в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности этой организации за отчетный год, раскрываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Это предусмотрено п. 10 ПБУ 7/98 «События после отчетной даты». В отчетном периоде никакие записи в бухгалтерском (синтетическом и аналитическом) учете не производятся.
Промежуточные дивиденды, выплаченные в течение года, за который подготавливается бухгалтерская отчетность, отражаются обособленно в годовом бухгалтерском балансе в разделе «Капитал и резервы» (в круглых скобках).