Распродадим, не расконсервировав

Отвечает Владимир Захарьин, к. э. н.
| статьи | печать

Цех находится на консервации по приказу руководителя. Сейчас там ведутся работы по демонтажу. Часть оборудования продана, часть списана.

Имеем ли мы право на списание, на демонтаж и на продажу оборудования в законсервированном цеху?

Надо ли сначала приказом расконсервировать цех, а потом списывать, реализовывать? Или достаточно приказа на демонтаж этого цеха? И как затраты по демонтажу оборудования (зарплата и т. д.) учитываются в целях налогообложения?

А. А. Анцупова, ОАО «МЭЗ «Лискинский»

 

Для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения факт консервации объектов основных средств имеет значение только при начислении амортизации. Если объект законсервирован на срок более трех месяцев, начисление амортизации приостанавливается. Соответственно в течение этого периода не меняется и остаточная стоимость объекта, которая учитывается в составе расходов, если объект впоследствии будет реализован. Другими словами, расконсервация объекта должна автоматически означать возобновление начисления амортизации и списания ее на себестоимость продукции (работ, услуг) в бухгалтерском учете и на расходы, уменьшающие налоговую базу, в налоговом учете.

Из текста вопроса можно заключить, что цех фактически является разукомплектованным и не может выполнять работы, для которых он создан. Не могут быть использованы в запланированных целях и оставшиеся объекты. То есть, пользуясь бухгалтерской терминологией, объекты основных средств перестали приносить экономические выгоды хозяйствующему субъекту. Этот факт также исключает дальнейшее начисление амортизации.

Поэтому расконсервация объекта уже не сможет отразиться на его остаточной стоимости.

С другой стороны, скорее всего продана будет только та часть объектов основных средств, которая является активной: машины и оборудование (само здание цеха и инженерные коммуникации останутся). Если цех учитывается как единый объект, то списание его отдельных частей является частичной ликвидацией. Однако скорее всего речь идет о демонтаже и реализации отдельных объектов основных средств.

Расходы, связанные с демонтажом, в бухгалтерском учете отражаются в составе прочих расходов, в налоговом учете — в составе внереализационных расходов (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Возможно, вопрос возник в связи с определением правомерности применения нормы подп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ, в соответствии с которой в составе внереализационных расходов могут учитываться расходы, связанные с расконсервацией производственных мощностей и объектов.

По нашему мнению, в данном случае эта норма не применима. Это обусловлено тем, что расходы по демонтажу и расходы по расконсервации имеют различное экономическое и фактическое содержание. Расконсервация предполагает подготовку объекта к дальнейшему использованию, в частности заправку маслом и техническими жидкостями, наладку, установку обрабатывающего инструмента и т.п. При демонтаже выполнение подобных работ не является обязательным.