Об обязанностях налогового агента при проведении рекламных акций
Банк в целях формирования, поддержания интереса к своим продуктам и привлечения денежных средств граждан проводит различные рекламные кампании. Информация по рекламным кампаниям размещается в СМИ и предназначена для неопределенного круга лиц. В рамках рекламной кампании физическое лицо, заключившее или пополнившее договор срочного вклада в период проведения рекламной акции, получает право участвовать в розыгрыше призов стоимостью более 4000 руб., а также получает подарок стоимостью менее 4000 руб. Обязан ли банк как налоговый агент по НДФЛ подавать сведения в налоговые органы о доходах, полученных физическими лицами, в случае если стоимость призов: 1) менее 4000 руб.; 2) более 4000 руб.?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Как указывается в рассматриваемом письме, в ходе проведения рекламной акции организация дарит физическим лицам подарки стоимостью менее 4000 руб., а также призы стоимостью более 4000 руб.
1. Согласно ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
В соответствии с п. 28 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы, не превышающие 4000 руб., полученные налогоплательщиком за налоговый период в виде подарков, полученных от организаций, а также в виде любых выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг).
Таким образом, при получении физическими лицами от организации указанного дохода, не превышающего 4000 руб., организация не признается налоговым агентом, поскольку в таких случаях на организацию не возлагается обязанность исчисления, удержания у налогоплательщика и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц.
Соответственно организация не обязана предоставлять в налоговые органы сведения о таких доходах, полученных физическими лицами.
При этом организации следует вести персонифицированный учет физических лиц, получивших указанные подарки и призы. В случае если стоимость призов и подарков одному и тому же физическому лицу превысит в налоговом периоде 4000 руб., организация будет признана налоговым агентом и соответственно на нее будут возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 226 Кодекса.
2. В соответствии с п. 4 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
В рассматриваемой ситуации у организации отсутствует возможность удержать налог на доходы физических лиц у налогоплательщиков, поскольку доход в виде стоимости приза образуется у физического лица в натуральной форме и выплаты денежных средств, из которых можно было бы удержать налог, не происходит.
Согласно п. 5 ст. 226 Кодекса при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
В этом случае исчисление и уплату налога на доходы физических лиц налогоплательщик осуществляет самостоятельно в порядке, предусмотренном ст. 228 Кодекса.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
С. РАЗГУЛИН