К минусам отношение у нас, как правило, напряженное, негативное. Видно, где-то глубоко в подкорке засело, что минус — это чаще всего убыль, потеря, какая-то пакость. Так оно в общем-то и есть. Вот, например, сообщил Росстат о ситуации с демографией в стране на 1 октября, и опять большой печальный минус: с начала года население России сократилось на 438,9 тысячи человек до — 142,3 миллиона. И все же есть повод плюсы поискать и здесь.
Чем вам не плюс такой минус: по сравнению с тем же периодом за прошлый год число умерших россиян ныне сократилось на 92,8 тыс. человек? Можно, конечно, возразить, что этот показатель отражает картину на 1 октября, а до конца года еще целых три месяца… Верно, но все-таки стоит надеяться на лучшее, чему динамика статданных выступает подспорьем.
Если брать последний квартал прошлого года, то относительно 2004-го показатели даже несколько улучшились. Тем не менее за весь
Однако, как ни крути, не обойти здесь ситуацию с отравлениями фальсифицированным алкоголем. Слишком уж мрачной и резонансной она предстала. Ясно, что, раз люди умирают, статистику по смертности это отнюдь не улучшает. Но сильно ли портит?
Вопрос, конечно, звучит цинично. Тем не менее, когда из мест очагов «эпидемии» отравлений суррогатным пойлом сводки пошли, как с фронтов, некоторые высокопоставленные чиновники в оправдание не преминули сослаться именно на нее – статистику. Мол, что есть потери фронтовые, как не статистика войны?
Надо признать, им было на что опереться. Шутка ли, в сравнении с январем — сентябрем прошлого года число умерших от случайных отравлений алкоголем уменьшилось на 4,9 тыс. человек. Это же, можно сказать, обнаружился резерв из нескольких полков. И хотя сообщения, что от отравления алкоголем народ продолжает потихоньку загибаться, все еще поступают, понятно: статистический резерв крепок, весь его не перетравят! Даже если делается это «осмысленно», как заявил недавно Главсанврач России.
И тем более это не должно хоть как-то заметно омрачить общую картину российской смертности, которая обретает более жизнеутверждающие оттенки. Так, за девять месяцев относительно этого же периода прошлого года по всем причинам смерти в статистике наблюдаются сплошные минусы, что являет собой несомненный плюс. Значит, темпы сокращения численности нашего населения снижались как в целом, так и по каждой из его причин. Чего бы, конечно, очень хотелось и дальше.
Хотя, само собой, проблема сохранения российской «популяции» состоит не в одной высокой смертности, а и в низкой рождаемости. Что ж, посмотрим, радует ли статистика хоть чем-то по части пополнения ребятней.
Есть такое дело! К октябрю число новорожденных превысило показатель на ту же пору прошлого года на 2,6 тыс. Впечатляющим этот результат, ясно, не назовешь. Однако стоит напомнить, что еще на начало июля количество родившихся отставало от прошлогоднего уровня на 6,5 тыс., а за
Конечно, не факт, что по году мы получим показатель рождаемости выше прошлогоднего. Но и выглядит это не столь уж несбыточно. К примеру, если из первых девяти месяцев
Словом, этот год мы, кажется, закончим с более благополучными результатами по «естественной убыли» населения. Будем надеяться, доходы граждан продолжат рост, раскрутятся и скажут весомое слово затеянные властью «медицинские», «материнские» и прочие хорошие проекты и программы…
…Недавно по телевизору провинциальный батюшка рассказал, как на деньги богатого спонсора создали у них солидный фонд и стали ходить по роддомам с уговорами тех мамаш, которые отказывались от своих малышей: вы, мол, ребятишек не бросайте, а материальных проблем не бойтесь – вон, вас уже поддержка дожидается. Результат: немало женщин уговорили, только за деньгами те так и не пришли, обошлись, видно, как-то.
Вот и думай, где у нас все же больше дефицита – в кошельках или в душах…