Основные результаты переговоров по доступу на российский рынок

| статьи | печать

В ноябре 2006 года Россия завершила двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров с 56 членами ВТО и на рынки услуг с 27 ее членами. (Правда, еще нет полной ясности с соседями по СНГ. Так, Грузия отозвала свою подпись под двусторонним протоколом и настаивает на легализации таможенно-пропускных пунктов Гантиади — Адлер и Роки — Нижний Зарамаг. А власти Молдавии ждут от России подписания протокола о взимании косвенных налогов по принципу страны назначения и возобновления поставок в РФ винодельческой продукции.)

В переговорном процессе (по товарам — 9 лет, по услугам — 7 лет) участвовало не только Правительство, шло активное взаимодействие с бизнесом, парламентариями, регионами. В России, подчеркивают в Минэкономразвития, это первый масштабный случай участия бизнеса в формировании долгосрочной политики страны. Тем не менее о сути договоренностей знают далеко не все предприниматели.

«Экономика и жизнь» публикует их основные результаты (по данным Минэкономразвития).

 

Рынки товаров и сельхозтоваров

 

На переговорах в полном объеме реализована стандартная позиция России, в соответствии с которой ни одна пошлина не уменьшается с момента присоединения России к ВТО. Либерализация тарифов по отдельным позициям будет осуществляться в течение переходных периодов — от 1 года до 7 лет в зависимости от чувствительности конкретной позиции для отечественных секторов промышленности.

В отношении примерно 1100 товарных позиций будут применяться комбинированные пошлины. Специфическая составляющая этих пошлин будет рассчитываться ежегодно на основе данных о ценах на мировых рынках соответствующего товара в предшествующий трехлетний период.

За Россией сохраняется возможность применения всех инструментов поддержки товаропроизводителей и борьбы с недобросовестной конкуренцией, включая специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, субсидии.

Кроме того, условия присоединения России к ВТО не препятствуют проведению политики регулирования цен на товары и услуги, в том числе цен на природный и сжиженный газ, в соответствии с требованиями

 

Соглашения ВТО.

 

Тарифные квоты на импорт говядины, свинины и мяса птицы останутся в рамках существующих параметров до 2009 г., после чего — по завершении переговоров с заинтересованными поставщиками — их действие может продлеваться. Период продления не ограничен и зависит от нашей позиции.

Если Россия все же решит отказаться от тарифных квот, она сохранит тем не менее достаточную тарифную защиту своего мясного рынка, которая будет значительно выше существующей внутриквотной пошлины.

Упростятся условия поставок на российский рынок некоторых кормов для животноводства и домашних животных (в том числе соевых бобов, жмыха, шрота), не произрастающих в России овощей, фруктов и орехов (фисташек, арахиса, апельсинов, винограда, бананов и т.п.), в особенности в зимний период. Облегчится импорт сырья, недостающего для пищевой промышленности (например, высококачественной молочной сыворотки). Это позволит насытить потребительский рынок и обеспечить благоприятные конкурентные условия для развития животноводства и перерабатывающих секторов агроиндустрии.

Останется неизменной заградительная пошлина на спирт, но в течение 3 лет.

Снизятся с 20 до 12,5% ставки пошлин на иностранные вина и с 2 до 1,5 е/л на коньяки, шампанское и виски.

Пошлины на сыры и сливочное масло останутся на существующем уровне.

Пошлины на растительные масла и жиры также не изменятся.

На переговорах с США найден компромисс по вопросам ветеринарного контроля. Правительство США гарантирует ветеринарную безопасность поставляемых в Россию продуктов в соответствии с принципами Международного эпизоотического бюро и российских ветеринарных требований. Российская сторона разрешает при этом условии ввоз продуктов из США и имеет право проверки американских предприятий на основе согласованных с США процедур. Эти принципы зафиксированы в соответствующих двусторонних соглашениях с США.

 

К сведению

 

После присоединения к ВТО средневзвешенная ставка российских пошлин на сельскохозяйственные товары снизится примерно на 3 процентных пункта.

 

Договоренности по промышленным товарам

 

·       На иностранные лекарства снизятся ставки пошлин с 15 до 5—6,5%, одновременно на медицинское оборудование — до 0% и на лекарственные субстанции — до 2—3%, из которых лекарства изготавливаются в России. (Система регистрации лекарственных средств будет приведена в соответствие с международными правилами, что также снизит цену лекарств.)

·       Пошлины на кожевенное и меховое сырье, а также на шерсть и текстильное сырье будут снижены, а в ряде случаев отменены. (Эти меры являются частью программы поддержки российских текстильщиков и обувщиков.)

·       Ставки пошлин на готовую одежду, стекло и керамику останутся практически неизменными. Постепенно, за 3—4 года, произойдет частичное открытие рынка химических товаров, бумаги и изделий из нее — ставки будут снижены до 5—6%. (Это приведет к усилению конкуренции в этих секторах, но не нанесет ущерба российским производителям.)

·       Ставки пошлин на обувь, бытовую электронику и электротехнику будут переведены на платежеспособный уровень. (Это позволит исключить «серые» и «черные» схемы импорта в этих областях.)

·       На технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование ставки пошлин будут заметно снижены или отменены. В течение 3 лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу.

·       В течение 7 лет на легковые автомобили будут снижены пошлины с 25 до 15%, на гражданскую авиатехнику — с 20 до 7,5—12,5%. (Договоренности, с одной стороны, обеспечат интересы российских покупателей и перевозчиков, а с другой — позволят реализовать крупные инвестиционные проекты по созданию автомобильных заводов и самолетов нового поколения.)

 

Рынок услуг

 

Россия принимает обязательства по 116 секторам (включая банковские и страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг, телекоммуникации, транспорт, дистрибьюторские услуги, услуги в области охраны окружающей среды, профессиональные услуги). При этом в 44 случаях охват обязательств более узкий, чем предусмотрено классификатором ВТО. По 30 секторам принимаются обязательства без ограничений. В этих секторах Россия не сможет применять меры, предусмотренные статьями XVI (Доступ на рынок) и XVII (Национальный режим) ГАТС. На практике это означает, что Россия не сможет применять меры, устанавливающие количественные ограничения иностранного присутствия на рынке или ухудшающие условия конкуренции иностранных услуг и поставщиков услуг по сравнению с аналогичными национальными услугами и поставщиками.

При этом во всех без исключения секторах, где приняты обязательства, сохраняется право применять внутреннее регулирование торговли услугами (например, направленное на обеспечение качества услуг или защиту прав потребителей).

Принятие обязательств не всегда означает полное открытие рынка — напротив, во многих секторах Россия сможет применять меры по ограничению иностранной конкуренции, если это будет необходимо. В ряде случаев обязательства России дают право применения более жестких мер регулирования доступа иностранных поставщиков, чем те, которые применяются в настоящее время.

Практически полностью выведены из-под российских обязательств в ВТО ключевые сектора услуг, связанные с добычей, переработкой, транспортировкой сырья, в том числе энергетического, авиационного и железнодорожного транспорта, деятельности портов (за исключением погрузочно-разгрузочных работ) и аэропортов, и многие другие, жизненно важные для функционирования отечественной экономики. Отсутствие обязательств означает, что после присоединения к ВТО в этих секторах могут применяться любые ограничения для иностранных услуг и поставщиков услуг, вплоть до полного закрытия рынка.

Для всех секторов услуг сделаны специальные оговорки, позволяющие размещать государственные заказы на приобретение услуг для государственных нужд только у российских поставщиков, предоставлять субсидии и господдержку в любых формах отечественным поставщикам услуг, ограничивать участие в приватизации и приватизируемых компаниях.

Обязательства России не повлияют на иммиграционную политику страны, трудовая миграция будет и после присоединения к ВТО регулироваться и, если это необходимо, ограничиваться.

Таким образом, на переговорах в полной мере реализована принципиальная позиция, предусматривающая сохранение всех необходимых действующих инструментов регулирования иностранного присутствия на рынке в объеме, требующемся для поддержания нормальных условий конкуренции на внутреннем рынке и обеспечения беспрепятственного доступа потребителей к современным услугам. Сохранена возможность введения ограничительных мер в тех секторах, деятельность иностранных компаний в которых в настоящее время не регулируется, но в отношении которых в будущем может потребоваться введение таких мер.

 

Меры, предусмотренные статьей XVI ГАТС:

 

·       ограничения числа поставщиков услуг либо в форме количественных квот, монополий, исключительных поставщиков услуг, либо требования теста на экономическую целесообразность;

·       ограничения общей стоимости сделок по услугам или активов в форме количественных квот или требования теста на экономическую целесообразность;

·       ограничения общего числа операций с услугами или общего объема производства услуг, выраженных в виде установленных количественных единиц измерения в форме квот или требования теста на экономическую целесообразность;

·       ограничения общего числа физических лиц, которые могут быть заняты в определенном секторе услуг, или числа физических лиц, которых поставщик услуг может нанять и которые необходимы и непосредственно имеют отношение к поставке определенной услуги, в форме количественных квот или требования теста на экономическую целесообразность;

·       меры, ограничивающие юридические лица или совместные предприятия или требующие определенных их форм, посредством которых поставщик услуги может поставить услугу;

·       ограничения на участие иностранного капитала в форме максимальной доли иностранного участия в акционерном капитале или общей стоимости индивидуальных или совокупных иностранных инвестиций.

 

Договоренности по основным секторам

 

Финансовые услуги

 

Для защиты российских поставщиков финансовых услуг предусмотрено частичное открытие рынка. Условно за российскими поставщиками зарезервирована примерно половина рынка, а на второй половине российские поставщики могут конкурировать с иностранными.

Банковские услуги и услуги на рынке ценных бумаг. В банковской сфере иностранное участие разрешается только в форме создания в России банков с иностранными инвестициями или приобретения существующих российских банков. Как и сейчас, допускается 100%-ное иностранное участие в капитале каждого отдельного банка. Деятельность в России филиалов иностранных банков не допускается. Российские обязательства не предполагают никаких переходных периодов, по истечении которых доступ на рынок прямых филиалов будет обязательно открыт.

Сохраняется предусмотренная действующим законодательством возможность введения квоты иностранного участия в банковской системе. Такая квота может быть установлена на уровне 50% иностранного участия в совокупном уставном капитале российских банков. В иностранной доле не будут учитываться иностранные инвестиции, вложенные в российскую банковскую систему до 1 января 2007 г., и иностранные инвестиции, которые будут вложены в капитал банков, которые приватизируются после даты присоединения России к ВТО.

Иностранное присутствие на рынке ценных бумаг также допускается только в форме российского юридического лица. При этом для некоторых видов профессиональных участников рынка ценных бумаг — компаний, осуществляющих ведение реестра ценных бумаг, компаний, осуществляющих клиринг по сделкам, совершенным через организатора торговли, специализированных депозитариев, — предусматривается возможность введения ограничений иностранного участия на уровне 25% уставного капитала.

Страховые услуги. Действующее страховое законодательство содержит наиболее жесткие ограничения для иностранных инвесторов по сравнению с законодательством, регулирующим другие сектора услуг. Его либерализация будет осуществляться в течение переходного периода, позволяющего российскому страховому сообществу адаптироваться к меняющимся условиям конкуренции. Такая либерализация приведет только к частичному открытию российского страхового рынка.

Сохраняется предусмотренная действующим законодательством возможность введения квоты иностранного участия в страховой системе. Однако ее размер увеличивается с нынешних 25 до 50%. Правда, в иностранной доле не будут учитываться иностранные инвестиции, вложенные в российскую страховую систему до 1 января 2007 г., и инвестиции, которые будут вложены в капитал страховых компаний, которые будут приватизированы после даты присоединения России к ВТО.

В соответствии с принимаемыми обязательствами через 9 лет после присоединения России к ВТО будет разрешена деятельность в России филиалов иностранных компаний. Но такие филиалы не смогут работать в сфере обязательного страхования (кроме ОСАГО) и страхования государственных закупок. Открытие и деятельность таких филиалов в России будут обусловлены выполнением лицензионных требований, требований финансовой устойчивости, требования внесения гарантийного депозита. Кроме того, обязательства предусматривают возможность применения требований к материнской компании, которая намерена открыть филиал на территории России (в частности, требований к размеру активов, опыту работы).

Обязательства допускают возможность установления требований к капитализации филиалов иностранных страховых компаний. Предполагается, что капитализация филиалов иностранных компаний будет учитываться при расчете доли иностранного участия в российской страховой системе, и в том случае, если эта доля достигнет 50%, открытие в России новых филиалов будет запрещено.

Участие иностранных инвесторов в капитале компаний, осуществляющих страхование жизни, обязательное страхование и страхование государственных закупок. В течение 5 лет после момента присоединения России к ВТО доля иностранного участия в уставном капитале компаний, осуществляющих страхование жизни, обязательное страхование пассажиров и обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автомобилей, не может превышать 51%. По истечении указанного пятилетнего срока будет разрешено 100%-ное иностранное участие в уставном капитале компаний, работающих в перечисленных сферах.

После присоединения России к ВТО сохраняется 49%-ное ограничение иностранного участия в уставном капитале компаний, осуществляющих страхование государственных закупок (это ограничение может применяться на постоянной основе).

 

Телекоммуникации

 

В области телекоммуникаций обязательства России отражают условия доступа на рынок, предусмотренные действующим законодательством. В некоторых случаях они предоставляют дополнительные возможности защиты национальных операторов (так, в случае необходимости Россия сможет обеспечить на первоначальном этапе российский контроль над приватизируемыми операторами фиксированной связи — компаниями «Связьинвест» и другими традиционными операторами). Обязательства в сфере спутниковой связи будут способствовать дальнейшему развитию российских телекоммуникационных компаний, гарантируя их свободный доступ к услугам иностранных спутниковых систем. Однако при этом в полной мере сохраняется контроль над такой важной сферой, как оказание услуг спутниковой связи конечным потребителям и абонентам в России.

 

Аудиовизуальные услуги

 

Обязательства отражают тот режим регулирования иностранного присутствия, который предусмотрен действующим российским законодательством. В наиболее чувствительных сегментах (например, производство кино- и видеофильмов, теле- и радиотрансляция) Россия не принимает никаких обязательств. Наша страна сможет продолжить существующую государственную поддержку отечественных производителей, а также применять меры по защите культурного достояния и самобытности.

 

Энергетические услуги

 

В рамках Протокола по ВТО обязательства России сводятся к консультационным услугам в сфере энергетики.

Услуги ускоренной доставки (экспресс-почты)

Принимаемые обязательства представляют собой описание режима, который в настоящее время предусмотрен российским законодательством для иностранных услуг и поставщиков услуг. Обязательства, в частности, гарантируют возможность инвестирования в российские компании или создание новых компаний, оказывающих услуги ускоренной доставки. При этом иностранная доля в таких компаниях, как и сейчас, может доходить до 100%.

 

Дистрибьюторские услуги

 

Обязательства отражают действующее законодательство и учитывают его возможные изменения (например, введение монополии на оптовую торговлю алкогольной и спиртосодержащей продукцией). В некоторых секторах сохраняется возможность полного запрета иностранного участия (торговля оружием, включая охотничье оружие, пиротехническими и взрывчатыми веществами, лекарствами, содержащими наркотические и психотропные средства, драгоценными камнями, металлами и ломом из них). В обязательствах отдельно фиксируется право местных органов власти в отношении регулирования сектора торговли исходя из планов развития соответствующих населенных пунктов.

 

Деловые услуги

 

Принимаются обязательства, гарантирующие доступ на рынок в ключевых секторах — компьютерные, юридические (за исключением услуг нотариусов), аудиторские услуги (с ограничениями в отношении статуса аудиторов с точки зрения режима их пребывания на территории России), услуги в области рекламы, услуги по исследованию рынка, консультационные услуги по вопросам управления и т. п. Обязательства гарантируют благоприятные условия для притока иностранных инвестиций и сохранение нормальных условий конкуренции, что будет способствовать дальнейшему развитию сектора деловых услуг и создаст положительный кумулятивный эффект для других отраслей экономики.

 

Услуги в области охраны окружающей среды

 

Обязательства охватывают широкий спектр услуг, связанных с охраной окружающей среды (услуги по удалению отходов, уборке мусора, снегоуборке, услуги по борьбе с шумом и очистке отработанных газов). Обязательства основаны на действующем законодательстве.

Транспортные услуги

Обязательства России по транспортным услугам охватывают морской транспорт, автомобильный транспорт, некоторые услуги в сфере авиационного транспорта (кроме собственно авиационных перевозок), а также вспомогательные услуги для всех видов транспорта (погрузочно-разгрузочные услуги, услуги по хранению, экспедиторские услуги).

Обязательства в ВТО не меняют нынешнюю систему регулирования международной торговли транспортными услугами. Так, в неизменном виде сохраняется система двусторонних соглашений, регулирующих международные автомобильные и железнодорожные перевозки, а также система регулирования допуска иностранных судов и перевозчиков к внутренним водным сетям. В отношении морских перевозок обязательства в ВТО также не меняют существующие в настоящее время условия доступа иностранных поставщиков на рынок. В сфере авиационного транспорта обязательства принимаются только в отношении услуг по ремонту и обслуживанию самолетов, а также в отношении продажи авиабилетов и систем компьютерного резервирования. Эти обязательства учитывают существующие ограничения иностранного участия в секторе.

Обязательства по вспомогательным транспортным услугам отражают нынешнюю систему регулирования. Они не предусматривают каких-либо количественных ограничений для иностранных поставщиков, формируя таким образом благоприятный климат для иностранных инвестиций, приток которых будет способствовать развитию всей российской транспортной отрасли.