Государственный заказ является самой масштабной формой государственно-частного партнерства, его объем лишь на федеральном уровне превышает 1 трлн руб. Однако и размеры коррупции здесь также бьют все рекорды: 350 млрд руб., по оценке ФАС. Остановить лавину взяток может использование IT-технологий, но без участия общественности и квалифицированных кадров электронике не устоять.
Закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» во многом способствовал формированию единого правового, информационного и организационного поля в сфере госзаказа. Но необходимые результаты он принесет лишь при условии реализации всех заложенных в него механизмов.
Первый из них — обеспечение полной открытости информации о госзакупках (прежде всего через Интернет) и снятие ограничений при предварительной оценке поставщиков. Второй — принятие двух главных подзаконных нормативных актов: перечня товаров, работ и услуг, обязательно размещаемых на аукционах, и порядка оформления заявок на конкурс. Третий механизм — введение электронных торгов.
Пока их внедрение идет очень туго, а действие охватывает лишь небольшую часть сферы госзаказа. Участники Конференции по проблемам реализации Закона № 94-ФЗ, организованной одной из лидирующих в этой области компаний «Норбит», отмечали многочисленные трудности, с которыми сталкиваются разработчики IT-технологий для системы управления государственными закупками.
По словам главного специалиста Департамента госрегулирования в экономике МЭРТ Елены Шайтуровой, ведомство с
Министерство создало специализированный сайт (www.pgz. economy.gov.ru), на котором сосредоточивается информация о госзаказчиках и проводимых государственных закупках на федеральном уровне. Сейчас там зарегистрированы порядка 12 тыс. государственных заказчиков, распорядителей бюджетных средств и специализированных организаций.
На этом ресурсе можно найти информацию о размещении госзаказов в регионах и муниципальных образованиях. Но сегодня им пользуются 36 регионов и только 2 муниципальных образования, что значительно сужает информационное поле. Например, если проверить возможность получения заказа на издательские услуги, то на весь ЦФО найдется лишь один заказ.
Чтобы изменить ситуацию, нужно по-новому организовать движение информационных потоков. Так, госзаказчики сами представляют данные на сайт министерства и в печатные издания. Если обязать их направлять все сведения в информационную систему «Электронной России», откуда они будут переправляться в уполномоченные печатные издания, то количество товаров и услуг, «потерянных по дороге», будет минимальным.
МЭРТ также сформировал Реестр госконтрактов, который совсем скоро — с 1 января следующего года — будет передан в ведение Федерального казначейства. Он разработан таким образом, что позволяет заказчикам самостоятельно вводить информацию о заключенных контрактах. По мнению экспертов министерства, это упрощает процесс ввода информации и создает единую точку входа для госзаказчика.
Однако, по словам начальника Департамента ФАС Михаила Евраева, кроме использования современной техники, нужно наладить процедуры соответствующего контроля хода выполнения госзаказа. В нынешнем году в агентство поступило свыше 800 жалоб от хозяйствующих субъектов на неправомерные действия госзаказчиков, причем более 80% из них признаны обоснованными. По сути, это означает, что подавляющая часть заказов размещается с нарушениями законодательства.
Независимые эксперты отмечают, чтобы остановить (или хотя бы затормозить) лавину коррупции, одних проверок ФАС и других державных ведомств недостаточно. Нужно резко сократить количество комиссий, принимающих решения о закупках товаров и услуг, а большая часть их состава должна формироваться из представителей законодательных собраний и общественных организаций. На миру, как говорится, и госзаказ красен.
Еще одна больная проблема — нехватка в государственных структурах специалистов по госзаказу. Зачастую неправомерные действия чиновников объясняются просто недостатком квалификации. Председатель правления Гильдии специалистов по государственному и муниципальному заказам Ирина Кузнецова считает, что необходимо создание специализированного кадрового агентства с базой данных о специалистах и экспертах в этой области.
Было бы нелишним вносить в базу данных и сведения о тех чиновниках, которые проворовались при заключении госконтрактов, ведь создает же сейчас МЭРТ реестр недобросовестных поставщиков.