В России сложилась благоприятная ситуация для воплощения на практике концепции государственно-частного партнерства (ГЧП). Для этого государству нужно определить приоритетные направления для возможного соинвестирования.
Инструментарий есть, проектов мало…
Сегодня главные инструменты государственно-частного партнерства (ГЧП) в России в целом сформированы. Об этом заявил заместитель министра экономического развития и торговли Кирилл Андросов на конференции «Инвестиционные возможности в России. Принципы и риски государственно-частного партнерства». По его мнению, основными инструментами ГЧП на текущий момент являются: созданный государственный Инвестиционный фонд, особые экономические и промышленно-производственные зоны, венчурные фонды и технопарки.
К. Андросов сообщил, что Инвестфонд создан как раз для финансирования подобных проектов и в ближайшие три-четыре года пополнится на 7 млрд долл., которые Минфин сэкономил благодаря досрочному погашению долга перед Парижским клубом кредиторов. В целом же общий объем Инвестфонда до
Инвестиции в «депресняк»
По старинной отечественной традиции «российское понимание» пути развития ГЧП очень сильно отличается от западного. «В нашей стране сейчас схема такая: сначала у бизнеса появляются какие-то планы, затем государство создает инфраструктуру и реализуется крупный инвестиционный проект», — считает директор Института региональной политики Булат Столяров. На Западе, в программах Public Private Partnership основную роль играют планы государства, которое затем привлекает инвестиции для создания инфраструктуры и реализации проекта.
Кстати, днем ранее о той же проблеме говорили участники другой конференции под названием «Российский рынок частных инвестиций». Так, директор Департамента корпоративного управления Минэкономразвития Анна Попова затронула актуальную проблему необходимого баланса между государственными и частными инвестициями. По ее мнению, «невидимая рука Адама Смита» на самом деле уже давно не является универсальным механизмом решения всех экономических проблем. «Провалы рынка возникали и будут возникать всегда и везде вне зависимости от степени развития экономических свобод государства», — сказала А. Попова. Поэтому роль государственных инвестиций в экономику нельзя недооценивать.
По ее мнению, в основе работы институтов государственно-частного партнерства должны лежать следующие принципы:
· государственные инвестиции направляются не туда, где существует возможность получения моментальной прибыли, а в ту сферу, где есть временные «проблемные зоны». То есть задача государства — не искать где лучше, а исправлять ситуацию там, где хуже»;
· государственная поддержка должна быть четкой, прозрачной и главное — временной. Государство должно быстро покинуть занимаемый сегмент рынка, как только оно справится с существующей проблемой. Яркий пример тому — ипотека в США, где государственные жилищные агентства выступили, по сути, локомотивом отрасли, которая в дальнейшем была отдана на откуп частным компаниям.
Иными словами, государство должно выступить в роли «якорного инвестора», создающего необходимую для привлечения частных денег инфраструктуру. После создания благоприятных условий государственный инвестиционный корабль поднимает якоря и на всех парусах уходит в ту гавань, где его присутствие в данный момент более необходимо.
Хорошо сидим?
По мнению Б. Столярова, хотя в России созданы практически все необходимые инструменты ГЧП, применяемые в развитых странах, опасности подобного сотрудничества у нас несоизмеримо выше, чем на Западе. Директор Института региональной политики в качестве главных рисков реализации на практике программы ГЧП в России назвал следующие:
· высокий уровень коррумпированности отечественных чиновников, как местных, так и федеральных;
· отсутствие по-настоящему независимой судебной системы;
· превосходство бизнеса над государством в «кадровом вопросе»;
· низкую степень доверия общества к госинститутам в целом;
· сильное влияние политики на экономические решения;
· безответственность и бесконтрольность госаппарата.
Примечательно, что после выступления Б. Столярова ведущий конференции произнес: «Булата придется на некоторое время посадить!» Судя по тому, что небольшая оговорка не произвела должного впечатления, с выводами г-на Столярова участники форума все же были согласны.
Мнение
АЛЕКСАНДР ШОХИН,
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОГО СОЮЗА ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ:
Российское Правительство должно взять на себя всю полноту ответственности за выбор приоритетов, на которые будут направлены средства Инвестфонда, и это в полной мере относится к проектам по созданию особых экономических зон. Во всем мире инструмент ОЭЗ используется исключительно для «вытягивания из болота депрессивных секторов», которые при обычном режиме развития экономики не могут нормально функционировать.