С нового, 2007 года российская «коммуналка» не перейдет на новые формы управления и обслуживания — Госдума решила продлить реформу ЖКХ, принимая поправки в Закон о введении в действие Жилищного кодекса. Но ни бизнесу, ни потребителям коммунальных услуг не станет от этого легче.
В грядущем апреле исполнится ровно десять лет со дня подписания Борисом Ельциным указа о концепции коммунальной реформы в стране. Начиналась она с постепенного перехода на стопроцентную оплату населением коммунальных услуг, а венцом ее должна была стать новая система управления «коммуналкой».
«Первый этап» мы выполняли многократно: самые разные регионы периодически рапортовали о достижении 80-, 85-, 90- и даже 95%-ного уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. Но вскоре выяснялось, что подсчеты были «неправильными» и «экономически обоснованные» нормы оплаты должны быть выше.
Нынешний год не исключение. По данным Росстроя, в среднем по стране уровень платежей граждан уже составляет 752,2 рубля с человека — около 90% от экономически обоснованных тарифов. При этом более 93% граждан аккуратно платят по коммунальным счетам. Но это не помешало властям в Москве повысить с 2007 года коммунальные тарифы еще на 20%, в Ленинградской области — на 12,2, в Сургуте — от 12 до 28% (в зависимости от вида услуг), в Петрозаводске — в среднем на 15, в Ишиме — на 18%…
Еще хуже обстоят дела с переходом на новую систему управления «коммуналкой». Как известно, по новому Жилищному кодексу собственники квартир еще минувшей весной должны были выбрать один вариант из трех. Первый вариант — создать товарищество собственников жилья (ТСЖ), которое наймет весь обслуживающий персонал (дворников, сантехников, электриков и т. д.) и будет им руководить вместо нынешнего ДЕЗа. Второй — довериться какой-нибудь управляющей компании, которая и будет выполнять все эти функции. И, наконец, третий вариант — самим обслуживать свой дом.
Но когда подошли сроки выборов, выяснилось, что во всей стране ТСЖ и новых управляющих компаний имеется всего на 5,9% российских многоэтажных домов. Причем большинство новых «домоуправов» на поверку оказались переименованными прежними ДЕЗами и ЖЭКами. Выборы перенесли на декабрь, но результаты не улучшились.
Могло ли быть иначе? Вряд ли! Практика показывает, что новые управляющие компании (УК) нынче вполне «самостийно» появляются, как правило, у новых, только что построенных «коммерческих» домов, где расходы на эксплуатацию минимальны, а время каких-либо ремонтов еще долго не настанет. Но цены за «обслуживание» эти УК сразу устанавливают запредельные.
Еще хуже ситуация в старом жилом фонде: там обычно на должность нового «управдома» имеется лишь один претендент — знакомый до плача ДЕЗ (ЖЭК). У него во владении — служебные помещения. У него — вся документация на обслуживаемые дома, без которой другому претенденту нельзя даже составить бизнес-план. У него, наконец, налаженные связи с муниципальным начальством, которому не нужны дополнительные хлопоты, неизбежные при любых переменах.
Помнится, в самом начале 90-х годов, когда в стране только зарождалась «новая экономика», при каждом исполкоме существовали специальные комиссии, занимавшиеся обеспечением новых предпринимателей производственными помещениями, сырьем и т. д. Кстати, в Москве этим делом занимался тогдашний глава столичного Агропрома Юрий Лужков. Именно благодаря его энергии и настойчивости в столице тогда появились десятки тысяч «новых бизнесменов», а Москва и поныне держит первенство в стране по доле малого бизнеса в экономике региона.
Но сегодня власти лишь сетуют на «пассивность» и «безынициативность» населения, которое, мол, никак не организуется в какие-нибудь ТСЖ, не торопится с выбором «управляющих компаний» и т. д. А где взять эту новую УК, если ни в одном регионе, ни в одном муниципалитете ничего не сделано для того, чтобы пробудить у бизнеса интерес к этому виду деятельности, не создана серьезная нормативная база… Зато вся «коммуналка» обвешана «виноградом» многочисленных финансовых и натуральных долгов, накопленных еще с «советского периода».
Между тем повсеместное создание новых бизнес-структур в этой отрасли не только решило бы проблему содержания полуразваливающегося жилого фонда страны, но и серьезно увеличило бы численность нарождающегося в России среднего класса — станового хребта общества во всех цивилизованных странах.