Работаем на Байконуре

Отвечает Мария Антонова, аудитор
| статьи | печать

Федеральное государственное предприятие заключило государственный контракт с Российским космическим агентством (заказчик), предметом которого является выполнение работ по поддержанию в технически исправном состоянии объектов наземной космической инфраструктуры космодрома Байконур. Финансирование работ осуществляется из средств федерального бюджета в соответствии с утвержденной сметой затрат. По завершении работы исполнитель представляет заказчику акт и отчет по смете. Следует ли отражать полученное целевое финансирование в составе доходов в целях налогообложения прибыли?

ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», Самара

 

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном космическом агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2004 № 314, Федеральное космическое агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно указанному Положению финансирование расходов Федерального космического агентства осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

В соответствии со ст. 248 НК РФ при определении объекта обложения налогом на прибыль организации учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые на основании ст. 249 и 250 НК РФ. Доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, для целей налогообложения не учитываются.

Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль в состав доходов не включаются поступления в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики обязаны вести раздельный учет подобных доходов (расходов). При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией — источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде средств бюджетов всех уровней, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

Федеральное космическое агентство является бюджетным учреждением (п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). А ст. 162 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что получателем бюджетных средств выступает бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Предоставление бюджетных средств может осуществляться в форме средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам (ст. 69 Бюджетного кодекса РФ).

Таким образом, учитывая, что финансирование заказчика (Федеральное космическое агентство) по государственному контракту осуществляется из средств федерального бюджета, то есть заказчик является непосредственным получателем целевых поступлений из бюджета, доходы, полученные исполнителем (Федеральным государственным предприятием) в рамках государственного контракта, не могут рассматриваться как средства целевого финансирования, предусмотренные подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. И в соответствии со ст. 249 НК РФ они учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.