В
Полагая, что на кредитные договоры, заключенные до этой даты, новая ставка не распространяется, я продолжала рассчитывать данный налог по ставке 13%, что отразила в декларации. В ноябре
Беря кредит, я заранее просчитывала возможности его погашения, в том числе необходимость уплаты НДФЛ, и не могла предположить, что налог увеличится. Считаю, что новая ставка должна распространяться только на тех лиц, которые получили кредиты после 1 января
Правомерны ли требования инспекции? Если да, то чем руководствовался законодатель, издавая ухудшающие положение народа законы?
И. Фатыхова, Казань
К сожалению, инспекция права.
С аналогичной проблемой столкнулись заемщики после введения в действие гл. 21 Налогового кодекса РФ «Налог на доходы физических лиц». Конституционный Суд РФ поддержал налоговиков. Об этом чуть позже, а сейчас рассмотрим действующее законодательство.
Согласно ст. 212 НК РФ доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является, в частности, материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением материальной выгоды, полученной в связи с операциями с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении кредитных карт.
При получении такой материальной выгоды налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
В редакции Закона от 20.08.2004 № 112-ФЗ, действующей с 1 января
До 1 января
Закон от 07.12.91 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц», действующий до вступления в силу гл. 23 Налогового кодекса, материальную выгоду в виде экономии на процентах от использования заемных средств не включал в подлежащий налогообложения совокупный доход. С 1 января
Гражданка А. Павлова в
По ее мнению, положениям ст. 212 и 224 НК РФ неправомерно придана обратная сила, поскольку их действие распространено на договорные отношения, возникшие до вступления в силу части второй Налогового кодекса РФ, а регулируемые ими налоговые обязательства приводят к не предусмотренному договором займа изменению прав и обязанностей одной из сторон.
Конституционный Суд РФ, проанализировав нормы законодательства, указал в Определении от 05.07.2002 № 203-О, в частности, следующее.
Вопреки утверждению заявительницы нормы Закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ по своему нормативному содержанию не предполагают придания новому законодательному регулированию налоговых правоотношений обратной силы, не затрагивают условия заключенного ею гражданско-правового договора, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан, обязанных платить налоги, в связи с чем жалоба здесь недопустима.
В то же время Конституционный Суд РФ определил методику исчисления материальной выгоды по заемным средствам, выданным до 1 января
Приведенные выводы Конституционного Суда РФ применимы и к обсуждаемой проблеме.
С 1 января
Можно предположить, что, увеличивая ставку на данный вид дохода, законодатель стремился уравнять условия кредитования. Ну и, конечно, при этом не забыл о пополнении казны, которая должна расходоваться «во благо народа».
Следует обратить внимание на возможность получения отсрочки или рассрочки по уплате налога физическими лицами согласно подп. 4 п. 1 ст. 64 НК РФ.