У каждого человека есть собственное представление о том, как должен выглядеть представитель той или иной профессии, — некий стереотип. Он в какой-то мере помогает строить взаимоотношения, налаживать взаимопонимание. Но далеко не всегда облик незнакомого человека — его внешний вид — соответствует нашему стереотипу, тому, как должен быть он одет, разговаривать, общаться с клиентами и партнерами компании. В этом случае говорят о несоответствии имиджа сотрудника.
Имидж — это некоторая совокупность данных, идентифицируемых характеристик, которые воспринимаются окружающими как определенного рода сигнал, формирующий отношение. Продавец, добрейшей души человек, но неопрятно одетый и постоянно что-то бубнящий себе под нос, отпугнет всех покупателей.
Таким образом, восприятием окружающих, впечатлением, производимым на них, можно сознательно и целенаправленно управлять, формируя тот или иной имидж.
Евгения Чичваркина, сумевшего почти всю страну опутать салонами «Евросети», с первого взгляда трудно определить как бизнесмена и успешного руководителя. Его имидж, с одной стороны, в соответствии с существующим стереотипом говорит скорее о принадлежности к шоу-бизнесу, а с другой — о нестандартности не только внешнего вида, но и подхода к управлению компанией.
Несомненно, легче делать карьеру тому сотруднику, который одевается и держится в соответствии со стереотипом той должности, на которую претендует. Но его «стереотип» должен соответствовать и видению руководства, традициям компании, поставленным перед ней целям.
В формировании имиджа сотрудников психологи и специалисты по управлению персоналом рекомендуют обратить внимание на взаимосвязь трех аспектов: физического социального и вербального.
Первый из них связан с физическими данными сотрудника, его ростом, весом, особенностями телосложения, а также с его осанкой, походкой, жестами, мимикой, принимаемыми позами.
Упругая походка, прямая осанка воспринимаются как уверенность в себе, внутреннее спокойствие, энергичность. А «шаловливые ручонки», которые беспрестанно хватают своего владельца то за ухо, то за прядь волос, почесывают нос, создают впечатление либо полной некомпетентности, либо неискренности (жестами пытается отвлечь внимание от сути), либо нервозности, суетности, ненадежности.
Социальный аспект «отвечает» при формировании имиджа сотрудников за одежду, обувь, аксессуары, а также за их цвет, качество, стиль. Именно он быстрее других проявляет вкус, финансовые возможности, привычки, культурный уровень не только самого человека, но и службы персонала или привлеченного консультанта.
Социальное оформление внешности сотрудника — это то поле борьбы, где сломано не мало копий в борьбе за право женщин приходить на работу, например, в мини-юбках, шортах и бриджах зимой. Подчас так называемый дресс-код определяет длину одежды или высоту каблука с точностью до сантиметра, обязательное ношение галстуков определенного цвета, вводит униформу и т.д. К нарушителям применяются штрафные санкции.
Все это может быть оправдано только как средство, помогающее достигать поставленных перед компанией и ее сотрудниками целей. Ведь еще классик сказал, что «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей».
Вербальный аспект формирования индивидуального имиджа проявляется не столько в том, о чем идет разговор, а как это делается: манера и темп речи, тон и тембр голоса, любимые словечки и выражения. Стоит человеку открыть рот, сразу понимаешь, из какой он вышел детской.
Так, внутренняя зажатость мышц или, наоборот, их расслабленность тут же проявляются на тембре голоса, скорости речи, жестах. Внутренняя неуверенность, осторожность или даже тревожность влекут за собой поток подчас неконтролируемых слов, рассказов о личной жизни, болезнях, что далеко не всегда позитивно оценивается окружающими.
В совокупности три аспекта формирования имиджа позволяют создать достаточно цельное впечатление у окружающих. Изменить свой имидж нетрудно. Но недостаточно «упаковать тело» в дорогом бутике и «нарисовать лицо» супермодной косметикой. Важно, чтобы все «жертвы», принесенные на алтарь изменения внешнего вида, соответствовали поставленным целям, были органичны поведению, манере держаться, лексике, внутреннему состоянию.
Однако изменение имиджа для того, чтобы занять более высокую ступеньку на карьерной лестнице, неразрывно связано с профессиональной деятельностью. Следует позаботиться и о повышении квалификации, приобретении или совершенствовании своих знаний, овладеть необходимыми навыками.
Психологи утверждают, что изменение имиджа часто связано с тем, что они называют «путь к себе», с возросшей самооценкой человека и его внутренней уверенностью, в большинстве случаев оправданных, накопленным жизненным опытом и желанием изменить отношение к себе.
Наступающий год и повсеместно проводимые по этому случаю корпоративные праздники предоставляют удобную возможность изменить свой имидж и заявить о новых профессиональных притязаниях.