Совсем немного компаний — юридических лиц, которые окружающие узнают «в лицо». Отношение к «узнанным» разное. Некоторые из них вызывают симпатию, другие — уважение, третьи — снисходительную улыбку, а чьи-то «лица» — желание никогда не иметь с ними никаких дел. Узнаваемость компании и отношение к ней в значительной мере строятся на двух факторах — на ее идентификации и имидже.
По определению директора Лондонской школы PR Джона Дэлтона, корпоративная идентификация — это визуальные и физические средства коммуникации, которыми компания идентифицируется и представляет себя обществу.
Если корпоративная идентификация имеет дело с визуальными аспектами компании, то имидж относится к восприятию этой компании потребителями и акционерами, то есть имидж — это впечатление, создаваемое корпоративной идентификацией.
Многие компании и их руководители считают, что для узнаваемости компании достаточно логотипа или товарного знака. Однако это понятие значительно шире и включает в себя различные визуальные аспекты (см. Справку).
Корпоративная идентификация оказывает значительное влияние на бизнес, поэтому ее необходимо планировать и прогнозировать.
На имидж компании, на то, как ее воспринимает общество, потребители ее продукции и партнеры, наибольшее влияние оказывают:
· продукция и услуги, их качество, доступность;
· поведение сотрудников, этика, корпоративная социальная ответственность;
· инфраструктура — офисы, демонстрационные залы, производственные помещения;
· коммуникации — рекламные кампании и интегрированные маркетинговые коммуникации, связи с общественностью, проспекты.
Корпоративная идентификация и имидж компании неразрывно связаны с ее репутацией. Если имидж — это только впечатление, то репутация — его подтверждение.
А все вместе, подтвержденное отзывами прессы, клиентов и партнеров компании, определяет и ее внутренний имидж.
Внутренний имидж представляет собой восприятие и психологическое отношение к компании ее сотрудников, менеджеров, собственников, акционеров, то есть ее внутренней среды. Как мировая, так и отечественная практика свидетельствуют, что для создания внутреннего имиджа компании, ее позитивной оценки со стороны сотрудников необходимо:
· постоянно поддерживать хороший психологический климат в коллективе;
· повышать квалификацию работников;
· привлекать их к инновационным проектам, предоставлять возможность для творческой и профессиональной реализации;
· регулярно информировать о достижениях и успехах компании, ее истории, традициях, стандартах, нормах поведения в коллективе, этике и этикете;
· оценивать результаты деятельности сотрудников и поощрять их работу.
Внутренний имидж сплачивает коллектив, дает уверенность в завтрашнем дне каждому отдельному работнику, повышает его лояльность к компании и принимаемым ее руководством решениям.
Редкий человек откажется работать в компании, где существует атмосфера доверия между работником и работодателем, безопасные и безвредные для здоровья условия труда, отсутствуют конфликты и интриги. А дополнительно к этому достойное вознаграждение труда и удовлетворенность работой вызывают только гордость за «свою» компанию и причастность к ее деятельности.
Формирование корпоративной идентификации и имиджа компании должно соответствовать этапу ее развития и поставленным целям. Это требует определенных затрат. Но «безликое юридическое лицо» обходится его владельцам и управляющим значительно дороже создания имиджа надежной и ответственной перед своими сотрудниками и обществом в целом компании.
Справка
Корпоративный имидж формируют:
· качество товаров и услуг;
· коммуникация;
· отношение и поведение служащих;
· опыт работы;
· корпоративная социальная ответственность;
· физическая окружающая среда;
· финансовое состояние;
· организационная структура и культура.
Корпоративная идентификация включает в себя:
· логотип;
· униформу и знаки отличия;
· рекламу;
· флаги;
· образы;
· цвета;
· литературу;
· продукцию и упаковку;
· внутренний и внешний дизайн зданий;
· фирменные бланки и все формы фирменных знаковых коммуникаций;
· сайты в Интернете;
· коммуникации внутренние и с персоналом;
· годовые отчеты.
ИСТОЧНИК: HTTP://WWW.PSYCHO.RU/