Главная цель создания СНГ по безболезненному «разводу» бывших республик СССР достигнута. Подписанный 13 лет назад договор о создании Экономического союза юридически закреплял стремление стран СНГ к интеграционному объединению, подобному ЕС. Однако за истекшие годы не удалось создать ни общего экономического пространства, ни зоны свободной торговли, ни полноценного Таможенного союза.
Эти годы показали, что движение по пути экономической интеграции должно быть поэтапным с учетом зарубежного опыта, а также того факта, что партнеры по Содружеству не готовы передать часть своего суверенитета каким-либо наднациональным органам. Именно это является основной причиной того, что СНГ представляет собой бюрократическую структуру, в которой отсутствует эффективная система ответственности за выполнение обязательств.
В нашей стране перспективы интеграции на постсоветском пространстве видят в созданном в
Россия — СНГ
Для стран Содружества сотрудничество с Россией имеет большое значение. На РФ приходится почти 78% ВВП и 44% их внешнеторгового оборота. Важна роль России и в развитии производства стран СНГ по отдельным первичным ресурсам: от всего взаимного экспорта Содружества на долю РФ приходится 94% нефти, 79 — природного газа и 89% мазута.
Торговлю России со странами СНГ можно разделить на 2 периода. С
Эта неблагоприятная тенденция перешла в текущее пятилетие: за первые 9 месяцев
Впрочем, пока позиции России на рынке СНГ остаются прочными. Однако они не укрепляются и качественно не улучшаются, а поддерживаются в основном за счет продукции ТЭК, другого сырья и материалов (с долей в экспорте свыше 70%). На продукцию машиностроения в экспорте приходится 18%.
С
В прошлом году его масштабы составили 9,7 млрд долл. только по экспорту нефти и газа (30% стоимости всего экспорта в СНГ). Сокращение экспорта минеральных энергоносителей объясняется тем, что фирмы не заинтересованы в продажах в СНГ по заниженным ценам, а также нехваткой ресурсов.
Физический объем экспорта машиностроения за соотносимые периоды 2006 и 2005 гг. увеличился на 26%, и это следует отнести к улучшению торговли. Товарная масса экспорта этой продукции в
Увеличение машиностроительных поставок в СНГ объясняется большей доступностью рынка Содружества по сравнению с дальним зарубежьем, а также нехваткой конкурентоспособной продукции. Однако легкость реализации этой продукции не способствует росту конкурентоспособности ее производства!
Россия — ЕврАзЭС
Позиции России в ЕврАзЭС прочнее, чем в СНГ: на РФ в товарообороте с Сообществом приходится 49%, причем доля во взаимном экспорте — 64%.
Однако и во взаимной торговле «тройки» не все благополучно. Доля товарооборота этих стран за 2000—2005 гг. в общем их внешнеторговом обороте сократилась на 4 п.п. — до 12,3%.
Неудовлетворительно складывалась торговля России с Белоруссией и Казахстаном. Оборот в
За 9 месяцев
В
С преференциями хорошо. Кому-то…
Стимулом в развитии торговли стран СНГ с Россией являются преференции. По оценке, Россия предоставляет странам-партнерамтаможенно-тарифных преференций в год на сумму до 1,5 млрд долл. Труднее оценить преференции, связанные с задолженностью (оцениваемой по состоянию на
Вместе с тем ход развития экономического сотрудничества свидетельствует о неэффективности предоставляемых Россией преференций — интеграция не развивается. А в последнее время даже возникли реальные угрозы не только экономической, но и национальной безопасности России, особенно в отношении с отдельными странами СНГ.
В связи с переориентацией ряда стран СНГ на НАТО и ЕС Россия вносит коррективы как во внешнюю политику, так и в экономическую. Наша страна в
По пути двусторонних отношений
Независимо от существования СНГ торгово-экономическое сотрудничество между государствами Содружества будет развиваться на двусторонней основе. Что касается Союзного государства, реальность его создания и функционирования остается под вопросом. Определенная натянутость отношений возникла в последнее время, особенно в связи с предполагаемым повышением цены российского газа (с нынешних 46,7 до 200 долл. за
Смягчение позиции Украины в ее стремлении присоединиться к НАТО позволило найти общий язык и по ценам на газ (будут повышаться с 95 лишь до 130 долл. за
Время покажет, в каком направлении будут развиваться события. Сегодня ясно, что предстоящие холода, а также опыт прошлогодней зимы вынудили страны СНГ найти компромисс. Это подтверждается также позицией Молдавии, наконец, группой стран ГУАМ (кроме Грузии), отказавшейся поддержать Грузию в ее антироссийских выступлениях. Вот только надолго ли это? Прозападная ориентация ряда стран СНГ, стремление присоединиться к НАТО вызваны не только экономическими проблемами и даже, возможно, не западными ценностями, а больше политическими, суть которых — выйти из-под влияния России.
Взятый Россией курс на установление рыночных цен на газ вынуждает партнеров по Содружеству искать энергоносители вне РФ, снижать уровень зависимости. Белоруссия принимает лихорадочные меры в поиске иных, кроме России, источников газа, стремится создать коалицию с другими странами СНГ для организованного ценового противодействия России. Недовольство в отдельных государствах Содружества энергетической политикой России находит «понимание» на Западе, особенно в прибалтийских странах и Польше, активно поддерживается из-за океана.
Надо признать, что сферы влияния России на постсоветском пространстве сужаются, число дружественных стран, окружающих РФ, сокращается, а это таит угрозы обеспечению национальной безопасности.
Вместе с тем состоявшийся в ноябре
Справка
В