Российская экономика демонстрирует к концу уходящего года завидные показатели роста. Глава страны даже вспомнил о подзабытом лозунге удвоения ВВП, а руководитель МЭРТ заговорил о новой ступени развития экономики. К сожалению, анализ составляющих экономического роста показывает, что его качество пока ухудшается.
Рост валового внутреннего продукта в текущем году, по оценке Минэкономразвития, должен составить 6,8% (против 6,4% по прогнозу), а эксперты Всемирного банка придерживаются еще более оптимистичного мнения и называют большую цифру — 7 процентных пунктов.
Отрадно, что большинство параметров социально-экономического развития в конце нынешнего года приходится пересматривать в сторону увеличения. Причем делать эту приятную процедуру правительственным и независимым аналитикам приходится на фоне ухудшения ценовых условий международного рынка углеводородов.
Сокращение цен на нефть во второй половине
А объем экспорта нефти в уходящем году оценивается на уровне 254 млн т, что ниже первоначальной оценки на 1 млн. Но не всегда сокращение экспорта углеводородов означает ухудшение экономической динамики. Просто в
Показатель добычи газа в нынешнем году также увеличился с запланированных 646 млрд куб. м до 655 млрд, а его экспорт — с 200 млрд куб. м до 202,5 млрд.
В целом же экспорт товаров в
Импорт товаров в текущем году, по уточненной оценке, составит 162,4 млрд долл., что на 2,2 млрд больше предварительных данных. Расширение физических объемов импорта оценивается на уровне 124,5% против 118,4% в
Сравнение темпов роста по основным секторам экономики (см. табл.) показывает, что в нынешнем году появился новый лидер роста — строительство, которое продемонстрировало увеличение объемов на 13,2%. Девелоперы потеснили прошлогоднего чемпиона — розничную торговлю, которая переместилась на второе место с 12,5% роста. А вместе эти две отрасли обеспечили почти половину увеличения ВВП.
Вполне возможно, что столичный мэр Юрий Лужков был прав, когда утверждал, что строительство может стать катализатором российского экономического роста, подобно автомобилестроению в США после Великой депрессии 30-х годов прошлого века. Во всяком случае на сегодняшний день строительство остается почти единственной надеждой на успешное развитие высокотехнологичных отраслей.
Ведь индекс промышленного производства в целом за 10 месяцев составил 104,3% против прогнозируемых МЭРТ в начале года 104,7 процентного пункта. В результате уточненная оценка на конец
Среди обрабатывающих отраслей по вполне понятным причинам более высокую, чем прогнозировалось, динамику роста показало производство строительных материалов, кроме того, металлургический комплекс (10,2%), выпуск нефтепродуктов (6) и полиграфическая промышленность (6,8%).
Однако эти позитивные параметры не смогли компенсировать замедление роста в других обрабатывающих отраслях. Их общий уровень потянули вниз производство электротехнической продукции (–1,5%), выпуск машин и оборудования (0,5), химическая промышленность (1,2%). В результате в целом самый важный для качества роста сегмент экономики на 1 процентный пункт снизил показатель своей динамики по сравнению с
Понятно, что преодолеть негативную тенденцию можно за счет увеличения инвестиций и создания благоприятного климата для их освоения.
Рост вложений в основной капитал в
Главные капиталовложения достаются инфраструктурным отраслям (транспорту, включая трубопроводы, а также связи — 26%) и добыче полезных ископаемых (19,1%).
Заграница в этом деле вряд ли нам поможет: в структуре прямых иностранных инвестиций львиную долю занимает добыча полезных ископаемых (43,3%), а на обрабатывающие производства приходится 18,2%.
И никаких кардинальных изменений в наступающем году не предвидится.
Добиться перелома в качестве экономического роста Правительство надеется за счет целой линейки инструментов экономической политики, которые вскоре начнут оказывать реальное влияние на российскую экономику.
Государственная корпорация развития с уставным капиталом 70 млрд руб., Инвестиционный фонд в размере 69 млрд, Российская венчурная компания, куда держава вложит 15 млрд, особые экономические зоны, на обустройство которых запланированы 8 млрд, все они начнут работать в полный рост именно в следующем году.
Практически для всех приоритетных сегментов экономики — космической промышленности, авиапрома, атомной отрасли, ИТ-сектора, нанотехнологий — и многих других государство разработало Стратегии развития и определило меры бюджетной поддержки.
Значительная часть федеральных целевых программ ориентирована на стимулирование инновационных отраслей. Только на финансирование проектов, ответственность за которые несут Минобрнауки и Минпромэнерго, предусмотрены ассигнования свыше 30 млрд руб.
По сути, наступающий год должен показать эффективность современной экономической политики, на которую государство уже не жалеет денег, а общество ждет реальной отдачи.
По мнению многих независимых аналитиков, в частности Всемирного банка, успешное развитие инновационных отраслей зависит не только от промышленной политики, но и в не меньшей степени от институциональных преобразований (защиты прав собственности, судебной реформы, обеспечения свободной конкуренции и снижения административных барьеров). Многие из этих структурных реформ сейчас буксуют в нашей стране, что вызывает обеспокоенность за судьбу тех огромных бюджетных средств, которые расходуются на диверсификацию экономики.
Среди стран, добившихся успехов в инновационном развитии, нам ближе всего опыт Китая, где институциональные преобразования тоже не доведены до конца. Однако наши восточные соседи сумели провести реформу государственной вертикали и создать впечатляющую сеть неформальных институтов.
Региональные и местные администрации получили значительную долю налоговых платежей, что создало финансовую базу для проведения реформ на их территориях. Но и спрашивают с них за результаты работы, что называется, по полной программе и центральные власти, и жители областей.
Аналогичного мнения придерживаются некоторые отечественные эксперты, в частности член Совета Федерации Виктор Бушмин. Регионам нужна налоговая база, которая позволит им финансировать местные инновационные проекты и, что особенно важно, стимулировать создание благоприятного делового климата в субъектах Федерации.
Россия слишком велика и разнородна, чтобы можно было эффективно управлять страной только из Москвы. Формирование адекватной среды для свободного предпринимательства и внедрения новаций будет зависеть от деятельности государственных чиновников на региональном и местном уровне. Именно здесь и определится судьба экономических реформ нынешнего Правительства.