До начала нового финансового года организации стараются пересмотреть учетную политику, которой пользовались в течение предшествующего отчетного периода. Значит, сейчас самое время поговорить о том, на что стоит обратить внимание при утверждении учетной политики на 2007 год.
Данный материал разделен на два самостоятельных раздела. Первый из них посвящен учетной политике организации для целей бухгалтерского учета, второй — налоговой учетной политике.
Под учетной политикой следует понимать совокупность выбранных предприятием способов ведения бухгалтерского учета и отражения фактов хозяйственной деятельности.
Зачем организации необходимо уделять учетной политике особое внимание и основательно подходить к ее формированию?
С помощью учетной политики можно управлять финансовыми ресурсами предприятия, а некоторые элементы учетной политики влияют на формирование налоговых обязательств предприятия перед бюджетом и затрагивают порядок исчисления налогов. Чем больше организация, сложнее ее структура и чем более серьезные задачи она ставит в своем развитии, тем значимее для нее создание четкой системы внутреннего нормативного регламента.
Положение об учетной политике организации оформляется, как правило, в виде двух самостоятельных распорядительных документов (приказов, положений и т.п.). Первый документ посвящен учетной политике в области собственно бухгалтерского учета, второй — в области налогообложения.
Наличие двух самостоятельных положений не случайно. Наряду с тем, что расчет ряда налогов осуществляется на базе бухгалтерского учета, в нормативных документах по налогообложению существует достаточно большое количество требований, которые нельзя исполнить, используя лишь действующие методы бухгалтерского учета.
Бухгалтерская учетная политика
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, способы обработки информации и иные способы и приемы.
СПРАВКА
Основополагающий нормативный документ, которым следует руководствоваться организации при формировании бухгалтерской учетной политики, — ПБУ1/98 «Учетная политика организации», утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н.
В соответствии с п. 18 ПБУ 1/98 изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.
Принятая организацией учетная политика утверждается приказом руководителя (п. 3 ст. 6 Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; далее — Закон о бухгалтерском учете).
При этом утверждаются:
· рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухучета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
· формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;
· формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
· порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
· методы оценки видов имущества и обязательств;
· правила документооборота и технология обработки учетной информации;
· порядок контроля за хозяйственными операциями;
· другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Приказ по учетной политике организации должен содержать конкретную информацию по обоснованию следующих групп вопросов:
· выбранные организацией способы бухгалтерского учета, вариантность которых предусмотрена нормативными документами по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности более высоких уровней регулирования (как правило, второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации);
· способы бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней;
· способы бухгалтерского учета, принципы которых определены вышестоящими нормативными документами, а организация утверждает особенности их применения, исходя из специфики условий хозяйствования — отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.п.;
· способы бухгалтерского учета, которые установлены нормативными документами по бухгалтерскому учету Российской Федерации, но не позволяют организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты (поэтому она применяет иные способы бухгалтерского учета);
· способы бухгалтерского учета, вариантность которых обусловлена противоречиями и несовершенством действующего бухгалтерского законодательства, и представляется достаточно сложным определить законодательные приоритеты того или иного способа.
Практика показывает, что учетную политику для целей бухгалтерского учета лучше разделить на два раздела:
I. Организационно-технический раздел.
II. Методологические аспекты бухгалтерского учета.
Далее будут рассмотрены основные вопросы, подлежащие включению в каждый из разделов учетной политики и имеющие несколько вариантов решения либо не имеющие нормативно закрепленного решения.
I. Организационно-технический раздел
В связи с особенностями производства и отраслевой спецификой соответствующие государственные органы устанавливают некоторые особенности учета в отдельных отраслях. Поэтому в самом начале учетной политики необходимо сослаться на те нормативные документы, которые организация будет использовать при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности. Эти документы условно можно разделить на три группы.
1. Документы общего характера, которые применяют практически все предприятия: Закон о бухгалтерском учете, ПБУ, утвержденные приказами Минфина России.
2. Типовые методические рекомендации (особенности состава затрат, отраслевые инструкции) по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), принятые министерствами и ведомствами Российской Федерации по соответствующим отраслям.
3. Различные документы, регулирующие отдельные специальные вопросы бухгалтерского учета. Например, законы от 14.06.95 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», от 30.12.95 №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», Приказ Минфина России от 17.02.97 №15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» и др.
В соответствии с п. 1 и 2 ст.6 Закона о бухгалтерском учете ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. При этом в зависимости от объема учетной работы руководитель определяет процесс организации бухгалтерского учета. В частности, он устанавливает, кем осуществляется бухгалтерский учет в организации:
· бухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером;
· аудитором или аудиторской фирмой;
· специализированной организацией или бухгалтером-специалистом на договорных началах с централизованной бухгалтерией;
· лично руководителем организации (применительно к субъектам малого предпринимательства).
В организационном разделе обязательно делается ссылка на применяемый в организации рабочий план счетов (отдельное приложение к учетной политике), на систему ведения учета (журнально-ордерную, мемориально-ордерную) и технологию обработки учетной информации (вручную или с использованием компьютерной программы: ее название, версия).
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются оправдательными документами — первичными учетными документами, на основании которых ведутся регистры бухгалтерского учета.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).
В частности, к учету принимаются первичные документы, формы которых утверждены следующими постановлениями Госкомстата:
—основные средства — № 7 от 21.01.2003;
—нематериальные активы и материально-производственные запасы — № 71а от 30.10.97;
—кассовые операции, инвентаризация — № 88 от 18.08.98;
—учет кадров, рабочего времени и расчетов с персоналом — № 26 от 06.04.2001;
—подотчетные лица — № 55 от 01.08.2001;
—готовая продукция производства — № 66 от 09.08.99 или общественного питания — № 132 от 25.12.98;
—автотранспорт — № 78 от 28.11.97;
—капитальное строительство — № 100 от 11.11.99.
Отдельно указываются первичные учетные документы, которые не предусмотрены в альбомах унифицированных форм, но применяются в организации. Разработанные организацией формы должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Образцы документов представляются в приложении к учетной политике.
Кроме того, устанавливается перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документом, либо делается ссылка на распорядительный документ, которым утвержден данный перечень, а также порядок документооборота и сроки представления документов в бухгалтерскую службу.
В крупных организациях виды, порядок и сроки проведения инвентаризации определяются, как правило, соответствующим регламентом «Об инвентаризации имущества и финансовых обязательств», разработанным на основании Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.95 № 49. Для малых и средних компаний указанный порядок надо определить в учетной политике. При этом считается, что виды инвентаризации, указанные в п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете, проводятся в обязательном порядке.
В организационном разделе обязательно определяется объем форм промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности, включая формы для внутреннего использования, а также сроки их формирования и представления пользователям. При наличии обособленных подразделений для них устанавливаются самостоятельные сроки с учетом того, что предоставленная ими в отчетности информация должна быть своевременно включена в общую отчетность организации.
Образцы формы являются приложением к учетной политике.
II. Методологические аспекты бухгалтерского учета
Учет основных средств
1. Лимит стоимости имущества (до 20 000 руб.), отвечающего критериям признания в качестве основных средств, но включаемого в материальные запасы (п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»), в случае если у организации есть такие намерения.
2. Момент включения в состав основных средств приобретенных объектов недвижимости, подлежащих государственной регистрации, по которым оформлены соответствующие первичные документы по приему-передаче, документы переданы на государственную регистрацию, началась фактическая эксплуатация:
—при передаче документов на государственную регистрацию (п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н) с выделением на отдельном субсчете к счету 01 «Основные средства»;
—после получения свидетельства о регистрации прав на недвижимое имущество (п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н).
3. Способ начисления амортизации (п. 18 ПБУ 6/01):
· линейный способ;
· способ уменьшаемого остатка;
· способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
· способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
4. Кто и на основании чего устанавливает срок полезного использования объектов основных средств.
Срок может устанавливаться исходя из (п.20 ПБУ 6/01):
· ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
· ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
· нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срока аренды).
При этом по основным средствам, введенным в эксплуатацию до 01.01.2002, применяются Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденные Постановлением Совмина СССР от 22.10.90 № 1072. После этой даты может использоваться Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.
Дополнительно указывается, будет ли учитываться срок, в течение которого приобретенное основное средство эксплуатировалось у предыдущего собственника.
5.Будет ли производиться переоценка (п. 15 ПБУ 6/01).
6. Увеличивают ли затраты по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации или техническому перевооружению первоначальную стоимость самого объекта либо формируют самостоятельный инвентарный объект (п. 14 ПБУ 6/01).
7. Как учитываются затраты на неотделимые улучшения арендованных основных средств.
Для учета организацией в составе основных средств капитальные вложения (неотделимые улучшения) в арендованные основные средства, необходимо, чтобы:
—вложения носили капитальный характер (т.е. были связаны со строительством, модернизацией, реконструкцией);
—в результате капитальных вложений организация имела возможность учесть вложения в составе собственных основных средств.
Речь идет о вложениях в неотделимые улучшения основных средств, которые в силу условий договора арендодатель не возмещает.
Цель проведенных улучшений, как правило, приведение имущества в состояние, пригодное для использования его в коммерческих целях арендатором, т.е. для извлечения дополнительных выгод от произведенных улучшений. Следовательно, такие затраты, безусловно, связаны с извлечением дохода, т.е. могут быть признаны расходами (а не убытками), связанными с извлечением доходов.
Поскольку доходы будут извлекаться арендатором от использования улучшенного арендованного имущества, а стоимость улучшений не может быть учтена в стоимости арендованного имущества ввиду того, что объект арендованного имущества учтен за балансом, арендатор может сформировать отдельный объект основных средств по аналогии с капитальными вложениями в арендованные основные средства. При этом следует исходить из того, что при отражении операций в учете организация признает приоритет экономического содержания над юридической формой и что ПБУ 6/01 не устанавливает право собственности как обязательное условие признания актива в составе основных средств.
8. Как списываются затраты на ремонт:
· с образованием или без образования резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств (п. 72 Приказа Минфина России от 29.07.98 № 34н);
· с использованием или без использования счета 97 «Расходы будущих периодов» (п. 65 Приказа Минфина России от 29.07.98 № 34н).
9. Используется ли отдельный субсчет «Выбытие основных средств» к счету «Основные средства» при списании и ином выбытии объектов основных средств (План счетов, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).
Учет нематериальных активов и НИОКР
1. Способ начисления амортизации нематериальных активов (п. 15 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»):
· линейный способ;
· способ уменьшаемого остатка;
· способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Предлагаемые ПБУ способы могут быть выбраны организацией все сразу, только каждый в отношении определенного вида нематериальных активов.
2. Способ отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений путем (п. 21 ПБУ 14/2000):
· накопления сумм на счете 05 «Амортизация нематериальных активов»;
· уменьшения первоначальной стоимости объекта. В случае когда после полного погашения стоимости нематериального актива он продолжает использоваться организацией, принося экономические выгоды, данный объект должен учитываться на счете 04 «Нематериальные активы» (до момента списания) в условной оценке (например, 1 руб.) с отнесением данной суммы на финансовые результаты организации.
Отражение в бухгалтерском учете амортизации с использованием счета 05 должно производиться, по мнению автора, по тем ее видам, в отношении которых достаточно очевидно применение принципа соответствия доходов понесенным расходам. При этом пассивный счет 05 служит информационным источником для финансирования процесса простого воспроизводства в отношении объектов интеллектуальной собственности.
3. Порядок определения сроков полезного использования (более года) нематериальных активов — периода, в течение которого объект приносит экономические выгоды (п. 17 ПБУ 14/2000).
ПБУ устанавливает императивную норму в отношении срока полезного использования таких видов активов, как организационные расходы и деловая репутация. Для них установлен срок 20 лет (п. 21 и 29 ПБУ 14/2000).
4. Способ списания расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (п. 11 ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»).
Указание принятых организацией сроков применения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
Определение и классификация научно-исследовательских работ приведены в Законе от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Для определения, какие же работы являются опытно-конструкторскими или технологическими, можно воспользоваться главой 38 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» Гражданского кодекса РФ.
Материально-производственные запасы
1. Единица учета по каждой группе (виду) МПЗ (п. 3 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»):
· номенклатурный номер;
· партия;
· однородная группа и т.п.
2.Будет ли использоваться счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» при формировании фактической себестоимости МПЗ, если их учет ведется по учетным ценам (План счетов).
Использует ли организация при этом право полного списания отклонений, не превышающих 5—10% от учетной стоимости всех материалов, без их распределения (п. 86—88 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н).
3. Для розничной торговли: ведется ли учет товаров по продажным ценам (п. 13 ПБУ 5/01).
4.Способ списания МПЗ в производство и при ином выбытии (п. 16 ПБУ 5/01):
· по себестоимости каждой единицы;
· по средней себестоимости;
· по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО);
· по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).
Способ себестоимости каждой единицы применяется, как правило, по запасам, используемым в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или по тем, которые не могут обычным образом заменять друг друга.
При списании по средней себестоимости нужно установить, по какой именно средней:
— среднемесячной;
— средней скользящей.
Способ ЛИФО лучше не применять. Это связано с тем, что Минфин России периодически пересматривает действующие ПБУ с целью приведения их в соответствие с международными требованиями согласно общей Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной Приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180, и Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 283.
С 01.01.2005 из МСФО (IAS) 2 «Запасы» исключен способ ЛИФО при оценке себестоимости материально-производственных запасов. Возможно, в скором времени изменения будут внесены и в российские стандарты.
5. Метод учета единицы (партии) готовой продукции (п. 59 Приказа Минфина РФ от 29.07.98 № 34н):
· по полной фактической производственной себестоимости, включая общехозяйственные расходы;
· по нормативной (плановой, неполной) фактической производственной себестоимости, включая все затраты производства без учета общехозяйственных либо прямые статьи затрат.
6. Метод учета расходов по доставке товаров до склада организации:
· на счете 44 «Расходы на продажу» (п. 13 ПБУ 5/01);
· в стоимости приобретения товаров на счете 41 «Товары» (п. 6 ПБУ 5/01);
· на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (Инструкция по применению Плана счетов).
7. Порядок признания резерва под снижение стоимости МПЗ на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». При этом право выбора формировать или нет организациями резерв ПБУ 5/01 не предусмотрено (п. 25 ПБУ 5/01).
8. Установить, будет ли спецоснастка стоимостью свыше 20 000 руб. (либо иного лимита, установленного организацией) независимо от срока полезного использования учитываться в составе МПЗ (п. 9 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных Приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н).
Определить способ списания (Методические указания):
а) спецоснастки, кроме спецоснастки для индивидуальных заказов и используемой в массовом производстве:
— линейный;
— пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг);
б) спецоснастки для индивидуальных заказов и используемой в массовом производстве:
— линейный;
— пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг);
— единовременно в момент отпуска в производство;
в) спецодежды со сроком службы менее года:
— линейный;
— единовременно в момент отпуска в производство.
Учет затрат на производство
1. Незавершенное производство (НЗП) в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе (п. 64 Приказа Минфина России от 29.07.98 № 34н):
· по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
· по прямым статьям затрат;
· по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе всегда по фактически произведенным затратам.
В учетной политике организация определяет методы оценки НЗП с учетом технологического процесса производства продукции.
2.База для распределения общепроизводственных расходов по объектам калькулирования, или заказам, или партиям продукции (указать, какой метод группировки затрат на производство ведется в организации):
· стоимость списанных материалов;
· заработная плата основных производственных рабочих;
· сумма прямых затрат;
· другой экономически обоснованный показатель.
Определить базу для распределения общехозяйственных расходов либо указать, что в связи с незначительной долей общехозяйственные расходы полностью списываются на себестоимость проданной продукции (работ, услуг) в отчетном периоде.
3. Установить, на каком синтетическом счете и соответственно по какой статье отчета о прибылях и убытках отражаются посреднические услуги организации, а также общехозяйственные расходы и расходы на продажу, относящиеся к посреднической деятельности (нормативно не урегулировано).
4. Предусмотреть порядок распределения расходов на продажу (счет 44) по видам деятельности для формирования полной информации по основным и прочим видам деятельности. Базой для распределения может стать, например, выручка от реализации, что сближает бухгалтерский и налоговый учет.
Списание расходов на продажу для каждого вида деятельности может быть особым:
а) расходы на продажу по производственной деятельности признаются в себестоимости проданной продукции:
— полностью в отчетном периоде с отнесением в дебет счета 90 «Продажи» (п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации»);
— с учетом распределения расходов на упаковку готовой продукции и ее транспортировку на остатки готовой продукции на складе на конец месяца (Инструкция по применению Плана счетов, счет 44 «Расходы на продажу»);
б) расходы на продажу по торговой деятельности признаются в себестоимости продаж:
— полностью в отчетном периоде с отнесением в дебет счета 90 «Продажи» (п. 9 ПБУ 10/99);
— с учетом распределения всех расходов на транспортировку (до склада, внутри организации и при реализации), выполненную сторонними организациями, на остатки товаров на складе на конец месяца (Инструкция по применению Плана счетов, счет 44 «Расходы на продажу»).
5. Особое место в учетной политике должны занимать резервы, связанные и формируемые за счет производства, такие как (п. 72 Приказа Минфина РФ от 29.07.98 № 34н):
· резерв на предстоящую оплату отпусков работникам;
· резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
· резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год;
· резерв на ремонт основных средств;
· резерв на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;
· резерв на предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
· резерв на предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;
· резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
· резерв на покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством РФ и нормативными правовыми актами Минфина России.
В случае принятия организацией решения о создании какого-либо резерва в учетной политике прописывается порядок его формирования (формула расчета, дата создания, возможность корректировки и т.д.), инвентаризации, предельный размер (при необходимости).
Учет расходов будущих периодов
Простое указание в учетной политике на то, что расходы будущих периодов списываются равномерно, не отвечает требованию признания расходов в том отчетном периоде, к которому они относятся. Поэтому есть необходимость в более детальной формулировке данных расходов.
Например, в учетной политике можно предусмотреть следующий порядок списания:
· расходы на приобретение лицензий на определенный вид деятельности — равномерно, в течение срока действия лицензии, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором получена лицензия, но не ранее начала такой деятельности;
· расходы по договорам, заключенным на определенный срок (договор страхования и т.п.), — равномерно, в течение срока действия договора;
· рекламные расходы, связанные с рекламой новой, ранее не производимой продукции (работы), нового вида деятельности, — равномерно, в течение 12 месяцев после начала нового производства или новой деятельности;
· затраты на новое производство (новый вид деятельности) — равномерно в течение 12 месяцев (24 месяцев, 36 месяцев) с начала функционирования нового производства (нового вида деятельности);
· суммы выплаченных сотрудникам отпускных в части, приходящейся на следующий отчетный месяц, — полностью на затраты следующего месяца;
· прочие расходы, по которым невозможно определить период, к которому они относятся (например, бессрочные сделки), — на основании отдельного приказа генерального директора;
· расходы на проектно-изыскательские работы и отвод земли списываются единовременно при капитальном строительстве: на счет 08 — в месяце начала строительства либо на счет 91 — в месяце, в котором принято решение о нецелесообразности или невозможности осуществления строительства, при ремонте — на счета затрат на производство в месяце начала выполнения ремонтных работ;
· расходы на демонтаж выбывающего объекта основных средств списываются единовременно в момент списания объекта с баланса;
· расходы на содержание котельных в межотопительный сезон списывать равномерно в течение отопительного сезона с 1 октября по 30 апреля в размере 1/7.
Расходы будущих периодов списываются полностью в состав внереализационных расходов в том отчетном периоде, в котором по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или непоступление активов.
Финансовые вложения
1. В разделе формирования первоначальной стоимости ценных бумаг учетной политики надо определить, будут ли несущественные затраты, кроме сумм, уплаченных в соответствии с договором продавцу, учитываться в их первоначальной стоимости либо признаваться прочими расходами в том отчетном периоде, в котором были приняты к бухгалтерскому учету указанные ценные бумаги (п. 11 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»).
2. Установить момент корректировки оценки финансовых вложений (до их выбытия), по которым можно определить текущую рыночную стоимость (п. 20 ПБУ 19/02):
· на последний день месяца;
· на последний день квартала.
3. При планировании того, как списывать разницу между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью на прочие доходы по долговым ценным бумагам, по которым не определяется текущая рыночная стоимость (цена покупки ниже номинала), или расходы (цена покупки выше номинала) необходимо предусмотреть порядок корректировки (п. 22 ПБУ 19/02):
равномерно в течение срока обращения указанных ценных бумаг (по мере причитающегося по ним в соответствии с условиями выпуска дохода);
единовременно при погашении (выбытии) указанных ценных бумаг.
4. Определить способ оценки финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, при их выбытии (п. 26 ПБУ 19/02):
· по первоначальной стоимости каждой единицы финансовых вложений. Этот способ применяется в обязательном порядке для вкладов в уставные (складочные) капиталы других организаций (за исключением акций акционерных обществ), предоставленных другим организациям займов, депозитных вкладов в кредитных организациях, дебиторской задолженности, приобретенной на основании уступки права требования;
· по средней первоначальной стоимости финансовых вложений каждой группы. Классификация групп также приводится в учетной политике;
· по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).
Оценка финансовых вложений, по которым определяется текущая рыночная стоимость, при их выбытии производится исходя из последней оценки (п. 30 ПБУ 19/02), т.е. финансовые вложения выбывают по текущей рыночной стоимости.
5. В случае возникновения ситуации, в которой может произойти обесценение финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, организация в обязательном порядке осуществляет проверку наличия условий устойчивого снижения стоимости финансовых вложений (п. 38 ПБУ 19/02).
В учетной политике устанавливается дата, на которую осуществляется проверка на обесценение:
· по состоянию на 31 декабря отчетного года (рекомендуется для организаций с небольшим количеством указанных финансовых вложений);
· по состоянию на 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря отчетного года (рекомендуется для организаций с большим количеством указанных финансовых вложений).
Учет кредитов и займов
1. Установить, будут ли долгосрочные кредиты и займы, полученные организацией, переводиться в краткосрочные в момент, когда по условиям кредитного договора или договора займа до возврата основной суммы долга остается 365 дней (п. 6 ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»).
2. Как будут учитываться дополнительные затраты по полученным кредитам и займам (п. 20 ПБУ 15/01):
· признаваться сразу в отчетном периоде, в котором были произведены;
· предварительно учитываться как дебиторская задолженность с последующим отнесением в состав прочих расходов в течение срока погашения заемных обязательств.
3. Утвердить порядок начисления процентов по выданным векселям и выпущенным облигациям (п. 18 ПБУ 15/01):
· с использованием счета 97 «Расходы будущих периодов» в целях равномерного (ежемесячного) включения сумм дисконта в качестве дохода по выданным векселям (у векселедателя) либо по проданным облигациям (у эмитента);
· без использования счета 97 «Расходы будущих периодов».
Признание доходов и расходов
В случае если организация занимается производством продукции (работ, услуг) с длительным производственным циклом изготовления (например, подрядные организации), то ей следует определить порядок признания выручки:
· по завершении изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг) в целом;
· по мере готовности продукции (работ, услуг) с использованием счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». Готовность определяется по этапам, установленным договором (по фактическим расходам на изготовление, если этапы не предусмотрены).
В заключение необходимо остановиться на порядке внесения изменений и дополнений в бухгалтерскую учетную политику.
Обязательное изменение бухгалтерской учетной политики происходит в двух ситуациях:
1) когда законодательно предлагаются к использованию новые варианты по отдельным вопросам бухгалтерского учета (предприятию следует выбрать один из вариантов и закрепить его как отдельное положение в учетной политике);
2) когда в обязательном порядке устанавливаются новые способы либо исключаются ранее существовавшие (предприятию следует отменить ранее установленные способы, если они противоречат новому законодательству, и принять иные способы).
Добровольное изменение учетной политики возможно при:
· разработке новых способов ведения бухгалтерского учета;
· существенном изменении условий хозяйственной деятельности;
· реорганизации предприятия;
· смене собственников;
· изменении видов деятельности.
Дополнения, внесенные в учетную политику, вводятся в действие с момента возникновения факта хозяйственной жизни, потребовавшего внесения соответствующих дополнений.
Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательным или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в общем порядке, предусмотренном п. 21 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».
Другими словами, при изменении учетной политики требуется пересчет данных бухгалтерской отчетности за все предыдущие отчетные периоды, которые включены в бухгалтерскую отчетность отчетного периода (ретроспективный подход).
Налоговая учетная политика
Существуют обстоятельства, которые диктуют необходимость раскрытия организацией своей налоговой позиции в учетной политике. Во-первых, по некоторым вопросам налоговое законодательство устанавливает только общие нормы, но не содержит конкретных способов исчисления налогов. Во-вторых, налоговое законодательство может содержать «противоречия и неясности», на которые имеется прямая ссылка в п. 7 ст. 3 НК РФ. В-третьих, согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Система ведения налогового учета как совокупность способов его ведения представляет собой группу взаимосвязанных документов (стандартов), входящих в систему внутреннего нормативного регулирования организации, построенную на основе принципов системного подхода и иерархичности. Документ «Учетная политика организации для целей налогообложения» является центральным по значимости документом системы налогового учета.
Несмотря на то что законодатель определил общие положения по налоговому учету только в ст. 313 главы 25 НК РФ, логично предположить, что эти подходы и методические принципы организации и осуществления налогового учета могут быть применимы ко всем налогам. Термин «учетная политика в целях налогообложения» употребляется по всему тексту Налогового кодекса РФ, и вряд ли законодатель понимает под этим термином разные документы в целях разных налогов (НДС, на прибыль и др.) и разный порядок его формирования и оформления. Просто он хотел указать на необходимость раскрытия в специальном документе (учетной политике для целей налогообложения) позиции организации в отношении тех норм, которые оставляют право выбора за организацией.
Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами и распоряжениями руководителя организации.
Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации. Учетная политика, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
Вся совокупность вопросов, решаемых в налоговой учетной политике, делится на методические и организационно-технические.
Методические вопросы ведения налогового учета требуют разработки способов формирования информации для правильного исчисления налогов и сборов, которые при всем многообразии укладываются в три основные группы:
1) квалификация активов и обязательств в целях расчета налоговых баз;
2) оценка активов и обязательств в целях формирования налоговых баз;
3) момент признания доходов и расходов и момент формирования налоговой базы.
Организационно-технические вопросы ведения налогового учета требуют разработки способов организации технологического процесса ведения налогового учета, которые устанавливают:
· организацию работы бухгалтерской службы в части налогового учета (или налоговой службы и порядок ее взаимодействия с бухгалтерской службой);
· состав, форму и способы формирования аналитических регистров налогового учета;
· организацию документооборота, порядок хранения документов налоговой отчетности и регистров налогового учета;
· порядок расчетов с бюджетом.
При формировании учетной политики для целей налогообложения организации следует решать в ней только те вопросы, которые имеют практическую значимость. Например, если организация не имеет в своем составе обособленных подразделений, то в учетной политике не следует отражать вопросы уплаты налогов по месту их (подразделений) нахождения.
I. Организационные вопросы учетной политики
В зависимости от объема налогового учета руководитель предприятия определяет процесс его организации. В частности, он устанавливает, что налоговый учет в организации осуществляется:
· отделом налогообложения бухгалтерской службы организации;
· самостоятельным подразделением организации — налоговой службой;
· централизованной бухгалтерией или централизованной налоговой службой, специализированной организацией, специалистом на договорных началах;
· лично руководителем организации (применительно к субъектам малого предпринимательства).
В организационном разделе обязательно делается ссылка на применяемую в организации технику ведения налогового учета: вручную, с использованием компьютерной программы (ее название, версия).
Кроме того, устанавливается перечень лиц, имеющих право подписи счетов-фактур и налоговых регистров, либо делается ссылка на распорядительный документ, которым утвержден данный перечень, а также порядок документооборота, хранения налоговых деклараций, сроки хранения документов налогового учета, частота распечатки налоговых регистров из компьютерных программ.
Некоторые моменты определяются отдельно по конкретным налогам.
Налог на прибыль организаций
1. Порядок исчисления ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль (п. 2 ст. 286 НК РФ):
· исчисляется и уплачивается ежемесячными авансовыми платежами исходя из фактически полученной прибыли за истекший месяц;
· исчисляется и уплачивается ежемесячными авансовыми платежами в размере одной трети фактически уплаченного авансового платежа за предыдущий квартал.
2. Показатель, используемый в целях исчисления и уплаты налога на прибыль в местные бюджеты организациями, имеющими обособленные подразделения (п. 2 ст. 288 НК РФ):
· сумма расходов на оплату труда;
· среднесписочная численность работников;
· удельный вес расходов на оплату труда (для сезонных производств).
Распределение прибыли по обособленным подразделениям, если организация имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации или на территории одного муниципального образования (п. 2 ст. 288 НК РФ):
· по каждому из подразделений производится в общем порядке;
· по каждому из подразделений не производится. Определяется доля прибыли, приходящаяся на все обособленные подразделения, находящиеся на одной налоговой территории, и налог уплачивается через одно выбранное организацией подразделение (требуется уведомить налоговый орган).
3.Система аналитических налоговых регистров (ст. 314 НК РФ).
Следующие рекомендации помогут при формировании системы регистров.
Создавая систему налогового учета, необходимо соблюдать требование рациональности, согласно которому затраты должны оправдывать себя эффектом от использования информации в целях исчисления налогов.
Регистры следует разрабатывать с учетом характера деятельности организации. В этой связи не следует разрабатывать «лишние» регистры и включать в регистры «лишние» позиции, которые не относятся к деятельности организации.
В случае наличия обособленных подразделений регистры также должны быть построены исходя из необходимости их консолидации по организации в целом.
Способы формирования регистров налогового учета должны соответствовать выбранной организацией модели налогового учета.
Простейшая система налогового учета может состоять из трех уровней.
На первом (по принципу «сверху вниз») уровне находится сводный регистр налогового учета, в котором производится расчет налогооблагаемой базы в соответствии со ст. 315 НК РФ.
На втором уровне находятся аналитические регистры налогового учета, в которых формируются показатели доходов и расходов, принимаемые в качестве таковых для целей обложения налогом на прибыль.
На третьем уровне находятся первичные документы налогового учета, в которых формируются данные налогового учета. В соответствии со ст. 314 НК РФ это могут быть разработочные таблицы, справки бухгалтера и иные документы налогоплательщика, в которых группируется информация об объектах налогообложения.
Разработанная система регистров и порядок их заполнения должны быть описаны в учетной политике для целей налогообложения.
Налог на добавленную стоимость
Организации с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 2 млн руб., устанавливают порядок и сроки уплаты НДС в бюджет (п. 6 ст. 174 НК РФ):
· уплата НДС и подача декларации осуществляются ежемесячно;
· уплата НДС и подача декларации осуществляются ежеквартально.
Акцизы
Организации, имеющие обособленные подразделения и совершающие определенные подп. 2—4 п. 1 ст. 182 НК РФ операции с нефтепродуктами, устанавливают порядок уплаты акцизов по месту нахождения обособленных подразделений, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации и на одной территории с головным подразделением (п. 4 ст. 204 НК РФ):
· акциз уплачивается по месту нахождения головной организации и каждого обособленного подразделения;
· акциз уплачивается централизованно по месту нахождения головного подразделения.
II. Методологические вопросы учетной политики
Налог на прибыль
1. Для основных средств, выявленных в результате инвентаризации, необходимо предусмотреть определение их первоначальной стоимости, в связи с тем что порядок ее определения не содержится в НК РФ. Например, можно производить оценку по аналогии с оценкой обнаруженных в процессе инвентаризации материально-производственных запасов (п. 2 ст. 254 НК РФ), т.е. как сумму налога на прибыль, исчисленную с признанного внереализационного дохода.
2. Метод начисления амортизации (п. 1 ст. 259 НК РФ):
· линейный метод;
· нелинейный метод с учетом ограничений, указанных в п. 3 ст. 259 НК РФ.
3. Включение в расходы отчетного (налогового) периода части расходов на капитальные вложения (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, — «амортизационная премия» (п. 1.1 ст.259 НК РФ):
· организация использует общий порядок начисления амортизации;
· организация включает в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения. При этом устанавливается размер принимаемых в расходы капитальных вложений, но не более 10% первоначальной стоимости основных средств.
4. Проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления объекта основных средств, начисленные до включения основного средства в состав амортизируемого имущества:
· включаются в состав внереализационных расходов (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ);
· включаются в первоначальную стоимость основного средства на основании следующего. Порядок оценки основных средств определен в ст. 257 НК РФ. В соответствии с п. 1 этой статьи «первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом». При этом никаких ограничений по составу расходов, связанных с приобретением амортизируемого имущества, в этой статье не содержится. В то же время согласно п. 5 ст. 270 НК РФ расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Таким образом, в случае когда заемные средства привлекаются исключительно для приобретения, сооружения, изготовления основного средства, проценты по ним не могут учитываться при расчете налога на прибыль текущего периода и должны включаться в первоначальную стоимость объекта основных средств.
5. Применение к основной норме амортизации повышающего коэффициента (п. 7 ст. 259 НК РФ):
· коэффициент к основной норме не применяется;
· коэффициент к основной норме амортизации применяется. Устанавливается значение коэффициента, но не выше 2. Необходимо учесть ограничения по применению данного способа.
6. Расчет суммы амортизации основного средства после модернизации или реконструкции (способ учета в НК РФ отсутствует). Например: «После модернизации, реконструкции ежемесячная сумма амортизационных отчислений пересчитывается исходя из остаточной стоимости основного средства (с учетом затрат на модернизацию и реконструкцию) и оставшегося срока полезного использования (с учетом решения о его изменении)».
7. Аккредитованные организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным п. 7 и 8 ст. 241 НК РФ, в отношении электронно-вычислительной техники (п. 15 ст. 259 НК РФ, вступающий в силу с 01.01.2007):
· используют общий порядок начисления амортизации;
· признают расходы на приобретение электронно-вычислительной техники материальными расходами.
8. По объектам основных средств, бывшим в эксплуатации, норма амортизации определяется (п. 10 ст. 259 НК РФ):
· с учетом срока эксплуатации имущества предыдущими собственниками;
· без учета срока эксплуатации имущества предыдущими собственниками.
9. Срок полезного использования объектов основных средств, бывших в употреблении, при получении в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц определяется (п. 14 ст. 259 НК РФ):
· как установленный предыдущим собственником, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником;
· без учета данных предыдущего собственника.
10. Организации, осуществляющие освоение природных ресурсов, закрепляют в учетной политике алгоритм расчета доли расходов, приходящейся на участок недр (п. 2 ст. 261 НК РФ).
11. Метод оценки сырья и материалов при списании (п. 8 ст. 254 НК РФ):
· по стоимости единицы запасов;
· по средней стоимости;
· по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
· по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
12. Метод оценки покупных товаров при их списании (п. 3 ст. 268 НК РФ):
· по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
· по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);
· по средней стоимости;
· по стоимости единицы товара.
13. Метод списания ценных бумаг при их реализации и выбытии (п. 9 ст. 280 НК РФ):
· по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
· по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);
· по стоимости единицы.
14. По производствам с длительным технологическим циклом (более одного налогового периода), в случае если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ или услуг, в учетной политике утверждаются принципы и методы распределения дохода от реализации между обычным и длительным производством в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам или услугам (п. 2 ст. 271 и ст. 316 НК РФ).
По-видимому, законодатель пытался заимствовать из системы международного учета способ признания доходов и расходов путем ссылки на стадию выполнения работ. В отечественном бухучете этот способ продекларирован в ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство». Упрощенно этот способ выглядит так: доход за отчетный период определяется как процентная доля дохода по договору, а процент определяется как процент выполненных работ в общем объеме работ.
Следует отметить, что для применения данной нормы законодательно не установлен перечень товаров, работ, услуг с длительным циклом, как это сделано для исчисления НДС в соответствии с п. 13 ст. 167 НК РФ.
15. Порядок признания доходов и расходов от сдачи имущества в аренду (субаренду) и от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности:
· в составе доходов и расходов от реализации (ст. 249 и 253 НК РФ), так как данные операции осуществляются на систематической основе (доходы и расходы по операциям аренды планируются, контролируются и анализируются на предмет экономической выгоды);
· в составе внереализационных доходов и внереализационных расходов (п. 4 и 5 ст. 250 и подп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ).
16. В случае если условиями заключенных договоров предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), то с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов (п. 2 ст. 271 и п. 1 ст. 272 НК РФ):
· доходы распределяются по отчетным периодам равномерно в течение срока действия договора, а расходы признаются в отчетных (налоговых) периодах, в которых осуществлены, с учетом требований налогового законодательства;
· доходы распределяются пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в сметах, а расходы признаются в отчетных (налоговых) периодах, в которых осуществлены, с учетом требований налогового законодательства.
16. Организация должна самостоятельно определить перечень прямых расходов, связанных с производством товаров, работ, услуг (п. 1 ст. 318 НК РФ).
Кроме того, устанавливается порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию, выполненные работы, оказанные услуги (п. 1 ст. 319 НК РФ) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции, выполненным работам, оказанным услугам. Если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, организации необходимо определить механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей и закрепить его в учетной политике для целей налогообложения.
17.Организациям, оказывающим услуги, разрешено (п. 2 ст. 318 НК РФ):
· осуществлять распределение сумм прямых расходов, произведен в отчетном (налоговом) периоде, на остатки незавершенного производства в общем порядке;
· относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.
18. Стоимость покупных товаров для признания ее прямыми расходами по торговой деятельности определяется (ст. 320 НК РФ):
· по цене, обусловленной условиями договора;
· с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Выбранный способ применяется в течение не менее двух налоговых периодов.
19. Порядок расчета процентов по долговым обязательствам, относимым на расходы (ст. 269 НК РФ):
расчет осуществляется на основе определения среднего уровня процентов. Необходимо установить критерии сопоставимости, в частности сопоставимые объемы (например, объем не превышает 25% от среднего объема долговых обязательств, полученных в отчетном периоде) и критерий аналогичных обеспечений (например, залог готовой продукции на складе, залог сырья на складе, залог прочего имущества организации);
расчет процентов и суммовых разниц осуществляется исходя из ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте.
20. Формирование резервов, разрешенных налоговым законодательством:
а) создание резерва по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ):
— создается с учетом ограничения по сумме (п. 4 ст. 266 НК РФ) и только по дебиторской задолженности, возникшей в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
— не создается;
б) резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ):
—создается с ограничением в сумме (п. 3 ст. 267 НК РФ);
— не создается;
в) создание резерва на ремонт основных средств (п. 2 ст. 324 НК РФ):
— создается;
— не создается;
г) создание резервов предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст.324.1 НК РФ):
— создается;
— не создается.
21.Дополнительно регламентируется раздельный учет доходов и расходов по следующим позициям:
· целевое финансирование и целевые поступления (п. 14 ст. 250 и подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
· освоение природных ресурсов (п. 3 ст. 261 НК РФ);
· лицензии на освоение природных ресурсов (п. 1 ст. 325 НК РФ);
· ценные бумаги и финансовые инструменты срочных сделок (п. 8 ст. 280 и п. 1 ст. 304 НК РФ);
· подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (ст. 275.1 НК РФ);
· прибыль, облагаемая по разным ставкам (п. 2 ст. 274 НК РФ);
· иные операции, по которым главой 25 НК РФ установлен особый порядок учета прибыли и убытков.
Налог на добавленную стоимость
1. Использование норм в отношении освобождения от налогообложения (п. 5 ст. 149 НК РФ):
· организация пользуется освобождением в отношении операций, указанных в п. 3 ст. 149 НК РФ;
· организация не пользуется освобождением в отношении операций, указанных в п. 3 ст. 149. Отказаться от освобождения можно до первого числа любого налогового периода в течение финансового года, что становится дополнительным элементом системы бюджетирования организации.
2. Организации, осуществляющие поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла изготовления которых свыше шести месяцев, устанавливают момент определения налоговой базы при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (п. 13 ст. 167 НК РФ):
-
по мере отгрузки и по предъявлении покупателю расчетных документов. Перечень товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше шести месяцев, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 № 468. Для применения данного способа необходимы подтверждение длительности цикла и раздельное ведение учета операций;
· в общем порядке.
3. Организации-экспортеры в учетной политике устанавливают порядок определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0% (п. 10 ст. 165 НК РФ).
4. Организации, осуществляющие облагаемые и не облагаемые НДС операции (в том числе организации, переведенные на уплату ЕНВД по отдельным видам деятельности), в учетной политике устанавливают порядок учета «входного» НДС при осуществлении этих операций (п. 4 ст. 170 НК РФ).
5. Подробная регламентация порядка раздельного ведения учета облагаемых и не облагаемых НДС операций (п. 4 ст. 170 НК РФ). При этом организация имеет право:
— вести раздельный учет затрат независимо от доли совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению;
— вести раздельный учет затрат с учетом доли совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению. В этом случае необходимо установить размер доли, но не выше 5% общей величины совокупных расходов на производство в налоговом периоде.