Не только древние и новые еретики-богословы, но и все, по существу СМИ на Западе уже давно, а у нас последнее десятилетие — весь мозг мира, все гении современной массовой псевдокультуры пытаются создать из разных кусочков такого Христа, который больше просто не имеет права быть тем, что Он о Себе говорит.
Они хотят, чтобы Он был, как все, — да, сверхчеловеком, но именно так, как каждый сегодня приглашается быть сверхчеловеком, свободной личностью без всяких нравственных и прочих запретов. Он, как все, в нем простая проекция всех наших человеческих фантазий. Не Младенец в Вифлеемских яслях, не плоть и кровь, а призрак.
Уже не смешивают христианство с идеологией марксистов, это вчерашний день Европы и Латинской Америки. Сегодня в университетах на Западе преподается как высшая мудрость восточная теософия с христианской окраской. Для современного образованного человека Христос должен стоять в одном ряду с Буддой и Магометом, с Кришной и другими духовными «гениями» человечества.
Надо в конце концов искоренить то, что о Нем говорит Церковь в Святой земле и в Святой Руси, но тонко, прикрыто. Никто не заметит этой подмены. Это будет копия Его — тот, кто вместо Христа. Антихрист. В конце концов им нужна Церковь, которая уже не обличает зло, когда оно становится нормой жизни.
Русская Православная Церковь, говорят они, давно превратилась в археологический музей. Пусть она и остается таковым. Но разве не пора произвести в ней, как и во всей России, «перестройку», как сказал один из наших властителей-олигархов? Разве она не нуждается в обновленческих реформах?
Коротко говоря, им нужно христианство без Христа и без Его Креста. Им не нужны ни Его слава, ни Его раны, ни Его Воскресение, ни Его Рождество. Они слишком хорошо знают, что Он славен Своим Крестом, что ранами Его мы все исцелились и что Он влечет к Себе нищих духом Своей уязвимостью, и именно это опасно.
Спрятав Его крест от Церкви, можно скрыть Его славу. Пусть больше не помнит никто о Его страданиях, потому что это всякий раз напоминает, что мы причинили их Ему. Надо сделать, чтобы всем было хорошо: избавить мир от сознания вины греха, от мук совести и от чувства стыда. Но чем больше они стараются достигнуть этого, чем больше возрастает грех, тем больше увеличиваются страдания в мире. Тем яснее проступает Крест Христов, предваряющий Его Второе Пришествие.
«Ваш Христос — не наш Христос», — писал в свое время Победоносцев о христианстве Толстого. Тем более их Христос — не наш Христос. Они могут повторять слова Христа: «Приидите ко Мне», но не смогут добавить: «все труждающиеся и обремененные». Их Христос не падал на пути к Голгофе, не был распят рядом с разбойниками. И он не может никого исцелить. А человек боится исцеления, он не хочет признать, что он смертельно болен.
Им нужно изменить лик Христа, иначе все догадаются, что Он Бог и Человек. И все узнают, какой у нас Бог и кто мы. А лучше людям не знать ни Его, ни самих себя. Они сами отвергли Того, Кто единственный может вернуть нам наше лицо.
Но никому не удастся отнять у нас нашего Христа — такого, каким дал нам Его Небесный Отец. Такого, каким Его возлюбили святые отцы, каким исповедали Его мученики и какому мы поклоняемся сегодня в Его Церкви и в Его мире. Не напрасно торжеством победы звучит в храмах в Рождественский сочельник, и в Крещенский сочельник мы вновь услышим эту песнь: «Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся. А иже паки возможете, паки побеждени будете. И иже аще совет совещаваете, разорит Господь. С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!». Аминь.
Из Рождественской проповеди протоиерея Александра Шаргунова