На Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) в конце октября прошла презентация нового контракта на российскую нефть — REBCO. Если верить заявлениям российских чиновников, то новый российский фьючерс будет широко востребован рынком и в дальнейшем может занять значительную долю на рынке отечественных нефтяных контрактов. Однако с момента начала запуска проекта сделок по нему до сих пор нет.
Идея торговли фьючерсами на российскую нефть родилась летом прошлого года, когда Владимир Путин поставил перед чиновниками задачу существенно повысить стоимость отечественного сырья на мировых рынках.
На протяжении всего года с подачи Минэкономразвития велась массированная подготовка к запуску нового российского фьючерса в Нью-Йорке. По замыслу организаторов контракт REBCO (Russian Export Blend Crude Oil), или просто «Репка», как сразу же окрестили его специалисты рынка, призван «способствовать формированию «правильной цены» на российскую нефть. Отечественные нефтяники давно ворчали по поводу того, что цена на российскую нефть марки Urals несправедлива. Напомним, что ее цена формируется в результате так называемого опроса американских трейдеров и устанавливается с приличным дисконтом относительно нефти марки Brent, то есть как на продукт заведомо второго сорта.
Контракт REBCO привязан к поставкам российской нефти из порта Приморский на Балтийском море. Объем контракта, номинированного в долларах и центах, составляет 1 тыс. баррелей. Организаторы торгов в Америке, в частности специалисты компании Experica Ltd., надеются, что объем операций с фьючерсами на REBCO в будущем году составит 30% от общего объема российского экспорта нефти.
Со временем торговлю смесью REBCO планируется перевести на нефтяную биржу в России, которую предполагается создать в Санкт-Петербурге до конца 2007 года. Кстати, REBCO стал третьим нефтяным контрактом для Нью-Йоркской товарной биржи – крупнейшей в мире торговой площадки, которая проводит торги фьючерсами и опционами на энергоресурсы и металлы, где в настоящее время ведется торговля нефтью марок WTI и Brent.
В первый день торгов фьючерсы на поставку нефти REBCO котировались по средней цене 55,25 долл. за баррель с поставкой в январе 2007 года до 58,95 долл. за баррель, c поставкой в июне 2007 года. Возникшие в самом начале сессии некоторые неполадки в электронной системе торгов CME Globex конечно же не прибавили трейдерам оптимизма. Кстати, в этот же день цены за баррель нефти марки Brent при аналогичных параметрах поставки колебались в диапазоне от 60,5 до 63,73 долл. за баррель. При этом сделок по REBCO как в первый день торгов, так и в последующие за ним дни не наблюдалось.
Однако несколькими днями позже о «счастливой будущности «Репки» поведал глава Минэкономразвития Герман Греф. «Я убежден, что новый контракт будет востребован, и то, что он начинает потихоньку раскручиваться, говорит о том, что рынок воспринимает его очень позитивно», — сообщил министр журналистам.
По словам Г. Грефа, любой «новый бренд, который выводится на биржу, требует вживания, узнаваемости и раскручивания». Он добавил при этом, что «фьючерсные торги по REBCO еще не набрали нужного оборота, но пока все происходит в соответствии с нашими планами и представлениями».
Задолго до начала торгов другой высокопоставленный чиновник МЭРТ говорил о хороших перспективах нового российского нефтяного фьючерса. По мнению заместителя министра экономического развития и торговли Кирилла Андросова, REBCO будет котироваться намного выше Urals и составит серьезную конкуренцию нефти марки Brent. «По сернистости и плотности REBCO будет хуже нефти марки Brent, но это не значит, что она должна стоить дешевле», — пояснял чиновник, добавляя, что «эта нефть будет соответствовать тем параметрам, которые нужны нефтеперерабатывающим заводам в Западной и Восточной Европе».
Однако пока рынок не разделяет оптимизма российских чиновников. За торговый день на площадке NYMEX формируется несколько встречных заявок по новому контракту. Но сторонам сделки очень трудно договориться между собой из-за довольно высокого спреда. В отдельные дни разница между предложениями на покупку и продажу может достигать 8—10%, что в денежном выражении составляет около 5 долл. за баррель. Так что пока в качестве ценового ориентира используется средняя величина относительно лучших заявок на покупку и продажу.
Почему же старт «Репки» оказался таким, мягко говоря, не совсем прогнозируемым? Возможно, в качестве одной из причин прохладного отношения трейдеров к новому российскому продукту является то, что время запуска фьючерса выбрано крайне неудачно. Осень текущего года стала, пожалуй, самым драматичным периодом для мировых нефтяных рынков. В сентябре — октябре цены на нефть марки Brent несколько раз «тестировали» нижний уровень поддержки в 55 долл. за баррель. К тому же аналитики не склонны считать, что падение цен на нефть в этом году можно считать пройденным этапом.
В подтверждение этого тезиса достаточно вспомнить, что в России уже имелся положительный опыт организации торговли нефтяными фьючерсами. Так, в июне текущего года Российская торговая система (РТС) запустила срочные контракты на нефть марки Urals, по которым уже в первый биржевой день было заключено более 200 сделок, причем первые из них проходили по цене 65,2 долл. за баррель. Об этом писала «ЭЖ» в № 23 за июнь 2006 года.
Многие эксперты серьезно сомневаются в радужных перспективах REBCO, потому что, несмотря на замену названия и механизмов торгов, по сути, продукт является «родным братом» марки Urals. Повышать же цену на нефть необходимо прежде всего за счет принципиального улучшения ее качества, а это даже для российской «нефтянки» очень дорогое удовольствие.
Еще одной причиной плохой продажи «Репки» может быть ее слабая «узнаваемость» рынком и недостаточно активная работа по продвижению этого продукта.
Так считает, в частности, аналитик компании Net Nrader Александр Потавин. По его мнению, основной причиной отсутствия сделок с РЕВCO является так называемая проблема стандартизации. «Потенциальный покупатель еще очень мало знаком с качественными характеристиками нового российского продукта. Кроме того, рынок должен, что называется, привыкнуть к REBCO», — говорит г-н Потавин, добавляя, что для продвижения на рынок нового продукта нужна длительная кропотливая работа, а где-то даже и агрессивный PR. То, что на Нью-Йоркской товарной бирже нет ни одной сделки по новому контракту, по мнению аналитика, не является на сегодняшний день серьезной причиной для беспокойства. «Пока это вполне допустимая ситуация для нового биржевого продукта», — заключил эксперт.
Специалисты считают, что, если такая ситуация продлится и дальше, российским нефтяным компаниям придется самим заключать определенное количество контрактов, чтобы торги по REBCO начались на практике. А пока, по состоянию на начало ноября, официальная цена фьючерса REBCO c поставкой в январе 2007 года на NYMEX снизилась более чем на 1 долл. с учетом общего снижения мировых цен на нефть и составила 54,2 долл. за баррель.
Мнение
АЛЕКСАНДР ШОХИН, ПРЕЗИДЕНТ РСПП
Фьючерсный контракт REBCO – один из ярких примеров оперативной реакции бизнес-сообщества на поручение Президента России. Новый контракт очень сильно похож на предыдущий, с разницей только в методике определения цены, поэтому данный проект можно назвать «Urals-2».
Хочется выразить надежду, что дальнейшим направлением деятельности нашего государства станет комплекс мероприятий по улучшению качественных показателей отечественной нефти. А вообще я за то, чтобы наших нефтяных контрактов на Нью-Йоркской товарной бирже было как можно больше – хороших и разных.