Энергетическая безопасность волнует все страны без исключения. Каждое государство хочет быть уверено в своем будущем, четко представляя в долгосрочной перспективе, за счет каких ресурсов и на каких условиях оно сможет удовлетворять энергетические потребности своей экономики. Неудивительно, что и страна — обладательница энергоресурсов также, в свою очередь, хочет ясности и уверенности в наличии гарантированного рынка сбыта.
Сегодня решать проблему энергетической безопасности в одиночку практически невозможно. В таком деле непременно нужна опора, если уж не плечо друга, то хотя бы рука надежного партнера.
Против кого будем дружить
Шесть стран СНГ — Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан, Узбекистан и Туркмения — могли бы создать свой региональный газовый альянс. В перспективе к нему мог бы присоединиться Иран. Этому объединению — Международному альянсу национальных неправительственных газовых организаций стран, производящих и транспортирующих газ (МАННГО), — была бы подконтрольна половина мировых запасов топлива. Его ядром должна стать Россия — обладательница трети мировых запасов газа и самой мощной в мире газопроводной системы.
С инициативой создания МАННГО выступил в конце октября председатель Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев (является также главой Российского газового общества). Создание региональной газовой группировки даст ее членам возможность участвовать в унификации цен на газ и транспортных тарифов в странах-участницах, в совместной эксплуатации и модернизации транзитной инфраструктуры. Также участники альянса смогут владеть активами в добывающих, транспортных и перерабатывающих предприятиях, создавать систему межстранового учета газа и гармонизировать законодательную базу.
Российские парламентарии в целом поддержали инициативу своего коллеги. Но более предметно эта идея будет обсуждаться 20 ноября в рамках ежегодного форума «Газ России-2006». Хотя и сегодня большинство наблюдателей считают, что создание региональной группировки позволит решить проблему энергетической безопасности нашей страны и повысить степень контроля над рынком. Более того, объединение в союз стало бы противовесом складывающемуся энергетическому альянсу Франции и Германии и полезным для поиска экспортных маршрутов энергоносителей, альтернативных европейским.
Сегодня Евросоюз является почти монопольным покупателем российских энергоресурсов. В этой связи Россия рискует быть зависимой от смены настроения основного потребителя ее газа. ЕС всегда может фыркнуть по поводу и без и переориентироваться на другие источники, например на энергоресурсы Ирана или Каспия.
Каспийская волна
Впрочем, Евросоюз уже движется в этом направлении и пытается наладить энергетическое партнерство с Азербайджаном. Так, 7 ноября председатель Европейской комиссии Хосе Мануэль Баррозо и президент Азербайджана Ильхам Алиев подписали Меморандум о взаимопонимании. Документ включает в себя 4 основных пункта:
· постепенное приведение в соответствие законодательства Азербайджана с законодательством Евросоюза в энергетической сфере, что приведет к конвергенции на рынках энергоносителей;
· усиление сохранности и безопасности энергоресурсов и транзитных систем из Азербайджана и Каспийского бассейна в Евросоюз;
· развитие всеобъемлющей политики управления спросом на энергоресурсы;
· техническое сотрудничество и обмен опытом.
Тесные отношения с Азербайджаном как ключевым поставщиком энергоресурсов помогут усилить энергетическую безопасность Евросоюза благодаря поставкам из Каспийского бассейна, считают европейские эксперты. Также они будут содействовать развитию более эффективного энергетического спроса в этой стране.
Важные транзитные цепочки
К сожалению, сегодня у России пока нет налаженной инфраструктуры, позволяющей расширить свои экспортные возможности по поставкам газа не только в Европу, но и на рынки Азии и Северной Америки. В этой связи особо опасно потерять то, что имеем.
Примечательно, что в тот же день, когда Еврокомиссия договаривалась с Азербайджаном, российский Президент со своим словацким коллегой Иваном Гашпаровичем подтвердили принципиальную договоренность о заключении новых долгосрочных контрактов о поставках и транзите через Словакию российского газа после
Вместе с тем желающие получать российские энергоресурсы есть не только в Европе, но и в Китае, Корее, Японии, странах Юго-Восточной Азии и США. И чем быстрее мы наладим транспортную инфраструктуру, тем больше появится у России возможностей диверсифицировать свои рынки, как это пытается сделать Европа.