Куда они идут и почему? Давайте присмотримся к этому феномену и поразмышляем над ним. Считается, что России катастрофически не хватает иностранных инвестиций, власти аплодируют каждому дополнительному зарубежному миллиарду, вложенному в нашу экономику. И одновременно, по подсчетам
Понятно, что далеко не во всех случаях этим процессом можно управлять и никогда нельзя командовать — частный капитал стремится туда, где ему удобнее и выгоднее. Но в стране немало государственных компаний, целью деятельности которых должна быть не столько прибыль, сколько «общенародная польза». И они, однако, тоже активно вывозят капитал за рубеж. Дома почему-то не могут найти применение деньгам, а за границей — сколько угодно. Здесь жалуются на недостаток подходящих инвестиционных проектов, а откуда они берутся там?
В нынешнем году Кремль сделал робкую попытку перенаправить инвестиционную активность крупнейших российских магнатов: полпред Президента в ЮФО Дмитрий Козак позвал их «осваивать» разоренную войной Чечню и весь Северный Кавказ. Причем позвал именно «частников», которые теоретически могут и отказаться. Однако от таких просьб власти бизнес обычно не отмахивается — себе будет дороже. И, думаю, какой-то толк от этой кремлевской инициативы будет.
Но почему в компаниях с государственным участием, с преобладающим числом госпредставителей в советах директоров никогда не возникает даже споров о том, куда направить свободные капиталы: в Европу, Америку, Африку или в нашу Смоленскую область (или Брянскую, Курскую, Читинскую и т. д.), где уйма российских граждан перебиваются с хлеба на квас, где очень нужны современные производства, для которых требуются немалые деньги, и талантливые менеджеры, многие из которых сбежали отсюда же, со своей малой родины, от безысходности?
Может быть, для этого госкомпаниям требуется специальный закон? Депутаты Госдумы, ау, подумайте над такой идеей!
Сергей Черемисин, госслужащий,
г. Смоленск