Контракт на покупку крупнейшей российской авиакомпанией 22 новейших дальнемагистральных самолетов Boeing-787 Dreamliner сорван по вине российских властей. Глава «Аэрофлота» Валерий Окулов сказал об этом в кулуарах российско-китайского инвестфорума, объяснив провал задержкой правительственной директивы на одобрение сделки.
Поставки американских авиалайнеров должны были начаться в
А конкурирующие с Boeing-787 европейские самолеты Airbus-350 Россия в лучшем случае получит не раньше
Тендер на покупку дальнемагистральных самолетов «Аэрофлот» объявил более года назад. В нынешнем сентябре появилось сообщение, что выбор сделан в пользу Boeing, однако «компания может дополнительно заказать 22 A-350 европейской Airbus». Считалось, что сделка одобрена на «самом верху», ибо совет директоров «Аэрофлота» возглавляет помощник Президента РФ Виктор Иванов. Но в компанию так и не поступила правительственная директива, одобряющая сделку с Boeing (государству принадлежит 51,17% акций «Аэрофлота»).
Boeing ждал до 1 ноября (срок действия оферты истек еще 15 сентября), но потом вернул полученные 40 млн долл. аванса. Теперь только финансовые потери «Аэрофлота» составят 220 млн долл. (аннулированная скидка).
О причинах срыва гадают эксперты. Возможно, Россия из политических соображений пыталась сделать «козу» американцам — но наказала лишь себя. Возможно, Кремль добивается большего сближения с EADS, материнской компанией Airbus, чтобы привлечь ее к участию в российской «Объединенной авиастроительной корпорации», состоящей из фирм «Миг», «Сухой» и «Иркут». Известно, что государственный Внешторгбанк уже приобрел 5,02% акций EADS и хочет увеличить этот пакет до блокирующего.
Но ведь и Boeing-787 Dreamliner генеральный менеджер Майкл Бэр назвал «русским самолетом», когда проводил его road show в Москве. Самолет выполнен из российского титана, большинство конструкций будет производиться российским предприятием ВСМПО-Ависма. В Московском конструкторском центре (МКЦ) Boeing работает более 1200 российских инженеров, и примерно треть инженерных проектов по самолету Boeing-787 выполнено именно специалистами МКЦ.
Не исключено, что причина проще: идет подковерная борьба двух групп лоббистов…