Малая, возобновляемая, нетрадиционная, альтернативная энергетика в цивилизованном мире давно перестала быть экзотикой и фантастикой, заняв одну из ведущих позиций в экономике.
В развитых странах новая энергетика законодательно оформлена, имеет правовую поддержку и государственные преференции. Германия, например, еще 20 лет назад приняла законы, поддерживающие и стимулирующие развитие малой и возобновляемой энергетики, и страна намерена к 40—50-м годам заместить существующий потенциал атомной, газовой и угольной энергетики на альтернативные источники.
В России нет законодательной базы развития малой энергетики и возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Синим пламенем
Малые генерирующие мощности нужны на 2/3 территории России. Особенно их ждут в отдаленных районах, в зонах неустойчивого электроснабжения (в сельской местности), а также в местах сложной экологической обстановки (большие города и курорты).
Малая энергетика создает здоровую конкуренцию на энергорынке и является одним из факторов энергетической безопасности. Многочисленные электростанции мощностью до 30 МВт повысят стабильность региональных сетей и всей энергосистемы, избавят предприятия и ЖКХ от проблем энергодефицита и будут стимулировать экономическое развитие муниципальных образований.
Однако в стране, позволяющей себе сжигать в топках электростанций две трети углеводородного сырья, до последнего времени было сложно говорить о возобновляемой энергетике.
Сквозит дыра в законодательстве
Первыми тревогу забили сами энергетики: износ оборудования — до 70%, эффективность станций в 2—5 раз ниже, чем в ЕС, — электричества и газа на всех уже не хватает. Ученые предупреждают, что при нынешнем состоянии энергетического хозяйства кризис неминуем в ближайшие 5 лет. Выход очевиден — развитие малой и возобновляемой энергетики.
Однако оказалось, что реализовать даже уже готовые проекты сложно — сегодня на строительство малых энергомощностей распространяются те же нормативные акты и правила, что и на крупные энергетические объекты. И если бюрократические игры и фискальные расходы на больших станциях сглаживаются крупными суммами инвестиций и долгим сроком строительства, то «малыши» страдают по полной программе. И в нынешних условиях строить мелкие энергетические объекты просто невыгодно.
Малой энергетике необходимы правовое обеспечение, льготы для инвестирования в малые энергетические объекты, выгодные условия привлечения капитала и создание благоприятной налоговой и кредитной среды.
Для того чтобы четко определить роль и цели государства в развитии и использовании малой энергетики, обозначить нужды локальных потребителей и создать благоприятные условия для привлечения инвестиций в энергетический комплекс, нужны простая и понятная нормативно-правовая база, демонополизация энергетического рынка, создание конкурентной среды, возрождение отечественной школы электроэнергетики, возобновление научного потенциала России.
Конфликт концепций
Разработкой законопроектов для малой энергетики и ВИЭ занимались два коллектива. С одной стороны, рабочая группа депутата Государственной Думы, ученого-атомщика, доктора технических наук Валентина Иванова разработала проект федерального закона «О государственной поддержке автономной (малой) энергетики». С другой — по заданию председателя РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса ОАО «Гидро ОГК» предлагается проект федерального закона «О поддержке использования возобновляемых источников энергии».
Задачи обоих проектов, казалось бы, схожи — создать механизм финансирования и поддержки малой энергетики для эффективного использования традиционных энергоносителей и возобновляемых источников энергии. Причем обе концепции утверждают, что системное развитие малой энергетики невозможно без участия государства.
Однако если законопроект группы Иванова во главу угла ставит активное участие государства в развитии малой энергетики и ВИЭ, то вариант группы «Гидро ОГК» утверждает, что закон должен стимулировать только «производство для удовлетворения общественных потребностей», то есть продажу энергии на рынке. А все, что нужно не рынку, а, скажем, поселку, деревне или частному владельцу, остается заботой инициаторов строительства или владельца малой электростанции.
Законопроект группы Иванова во многом списан с проверенного на практике европейского законодательства и относит малую энергетику к приоритетным направлениям социально-экономического развития страны: предусматривает все возможные варианты финансирования, установление льгот и гарантий для инвестиций, недискриминационный доступ к распределительным сетям, обязывает оптовые рынки закупать тепло и электроэнергию малых станций в определенных объемах по утвержденным тарифам. А также включает в стоимость энергии инвестиционную составляющую с целью ускоренной окупаемости объектов малой энергетики, предусматривает потребительские кредиты на приобретение электроустановок малой мощности, утверждает нормы ускоренной амортизации оборудования объектов малой энергетики.
Законопроект «Гидро ОГК» отказывается следовать проторенным путем цивилизованного законодательства и предлагает поддерживать малые энергетические объекты лишь в течение 15 лет с постепенным уменьшением доли помощи на 4% ежегодно, начиная с 9-го года.
Разработчики «Гидро ОГК» отказались от принятой в мире практики компенсации затрат малой энергетики через установленные законом тарифы. Обосновав свое решение опасением, что «операторы уйдут с рынка в тарифную зону». Хотя в развитых странах такого не происходит.
По мысли законотворцев из «Гидро ОГК», собирать и перераспределять инвестиционные средства для генераторов возобновляемой энергии должен специальный целевой бюджетный фонд. Однако отечественные и зарубежные эксперты со скепсисом и опаской отнеслись к идее обложения всех участников рынка дополнительным федеральным налоговым сбором. Это означает, что развитие малой и возобновляемой энергетики станет очередным поводом для подъема цен на электричество и тепло, а инвестиционные надбавки, полученные от населения, могут стать прибылью, присвоенной без конкуренции частным собственником.
Улита ползет
Судьба обоих проектов сегодня решается в министерских кабинетах. Глава Минпромэнерго Виктор Христенко обещал, что до конца года проект по ВИЭ будет направлен на рассмотрение Правительства.
Институт энергетической стратегии откровенно признал, что у России богатый опыт поражений в продвижении законов, касающихся возобновляемых источников энергии. Предыдущие доходили до Совета Федерации, но затем «терялись» в коридорах власти.
Сегодня у страны нет времени на раскачку и бюрократические игры. Весь мир сделал выбор в пользу малой и возобновляемой энергетики и нам негоже отставать.