По какому ловцу ловушка

В скором времени в России появятся новые типы ОЭЗ
| статьи | печать
По какому ловцу ловушка

318 млрд рублей составит общий объем финансирования при условии создания семи зон туристско-рекреационного типа. При этом объем внебюджетных средств составил 84%

 

Власти стараются расставить в России «ловушки развития». Именно так специалисты называют особые экономические зоны. «Поймать» развитие не так-то просто. Тем не менее желающих стать ловцами становится все больше.

 

Семерка лучших

 

В конце октября Минэкономразвития не смог окончательно определиться, каким регионам отдать предпочтение для организации особых туристско-рекреационных зон.

Участвовать в конкурсе изъявили желание 28 претендентов. Десять из представленных заявок комиссия отклонила сразу из-за отсутствия экологической экспертизы и других документов. Предполагалось, что победителей будет два-три, максимум — четыре. Однако сразу семь регионов: Краснодарский и Ставропольский края, Республика Бурятия, Иркутская и Калининградская области, Алтайский край и Республика Алтай — представили такие интересные проекты, что конкурсная комиссия затруднилась выделить лучших.

Принятие окончательного решения перенесли на начало ноября, когда претенденты проведут повторную презентацию своих заявок.

Члены комиссии не исключают, что в числе победителей могут остаться все семь претендентов. Правда, в этом случае могут возникнуть сложности с финансированием — в бюджете 2007 года на обустройство инфраструктуры зон этого типа выделено 1,1 млрд руб. По мнению представителей Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ), это крайне мало, поскольку инфраструктурные расходы каждой зоны тянут на 3—4 млрд руб. РосОЭЗ просит увеличить финансирование.

Без налаженной инфрастуктуры — дорог, газо-, водо- , электроснабжения и других коммуникаций — бизнесмены вряд ли бросятся бороться за право участвовать в «наполнении» зоны санаториями, отелями и всем прочим, необходимым для отдыха и развлечений. Но непреклонный Минфин отказывает. И до состязания между бизнесом дело может просто не дойти. Тогда успешно проведенный конкурс между регионами останется только хорошим напоминанием о том, что есть у нас места, где могли бы быть развитые туристические зоны.

Второй конкурс по созданию промышленно-производственных ОЭЗ состоится скорее всего только в следующем году. Его предполагалось провести в первую очередь для стимулирования развития дальневосточных регионов. Однако ни один из субъектов этих регионов не подал заявку на участие в первом конкурсе и не готовит проектов и для участия во втором. Поэтому Минэкономразвития решил взять инициативу в свои руки.

МЭРТ с помощью экспертов проведет исследование дальневосточных регионов на предмет потенциала и возможного местоположения промышленно-производственных зон и только потом вместе с регионами приступит к проработке заявок.

 

И москвич подивится глухому углу

 

В России качественно изменился подход к особым экономическим зонам. ОЭЗ теперь считают долгосрочным инструментом развития, а не инструментом критического реагирования, как было в прошлые годы. Правда, специалисты отмечают, что особые зоны и сегодня остаются инструментарием регионального типа, и на общий эффект для всей страны рассчитывать не приходится.

Вместе с тем если правильно организовать процесс развития, становится возможным поймать в свою «ловушку» практически весь мир.

Например, сегодня в мире нет ни одного авиастроительного предприятия, в самолетах которого не использовался бы титан, произведенный в небольшом городке Верхняя Салда Свердловской области, что в 200 км от Екатеринбурга. Здесь разместились современные плавильный, прокатный и кузнечный комплексы. Оборудование переведено на автоматизированное управление. Внедрено компьютерное моделирование технологических процессов. С математическими моделями заокеанских заказчиков верхнесальдинцы работают через Интернет.

В этом титановом центре мира, считает Владислав Тетюхин, генеральный директор корпорации ВСМПО-АВИСМА, «даже столичные гости, наверное, ощущают себя немного провинциалами».

Стратегия предприятия направлена на усложнение производства, выпуск титановой продукции глубокой переработки. Это может изменить даже статус корпорации, переведя металлургическое предприятие в ранг машиностроительно-металлургического.

Механическая обработка титановых штамповок стала основой совместного предприятия Boeing — ВСМПО-АВИСМА. Продукция предназначена для нового самолета Boeing DreamLiner. Это самый крупный инвестиционный проект американской компании в России. Совместное предприятие как один из проектов предполагается включить в состав предлагаемой промышленно-производственной ОЭЗ.

В мире наметилась тенденция — корпорации перестают заниматься собственно производством, а делают только дизайн и сборку. (Например, Airbus передал производство деталей в другие страны.) Этим и хочет воспользоваться российская корпорация. Она рассчитывает стать мировым производителем деталей и комплектующих для авиакосмической промышленности, сосредоточив у себя их выпуск.

Планируется, что компании, работающие в создаваемой в Верхней Салде ОЭЗ будут конкурентоспособны, поскольку будут обеспечены заказами. Более того, по словам В. Тетюхина, создание ОЭЗ поможет формированию высокотехнологического кластера для нужд не только авиакосмоса, но и судостроения, энергетики, наземного транспорта, машиностроения, цветной металлургии.

В нашей стране немало других медвежьих углов, где есть базовые предприятия в разных отраслях промышленности. С учетом мировых тенденций вокруг них также мог бы вырасти круг предприятий, доводящий эту продукцию до конечного продукта.

 

В ожидании новенькой

 

В скором времени в России может появиться еще один тип особых экономических зон — международные портовые ОЭЗ. Во всяком случае стоит задача в кратчайшие сроки внести в Правительство соответствующий законопроект.

Специалисты считают, что через образование портовых ОЭЗ, привлекая туда отечественные и иностранные инвестиции, можно создать условия для строительства и реконструкции портовой инфраструктуры. Стимулирование развития портового хозяйства в конечном счете приведет к развитию конкурентоспособных портовых услуг.

Сегодня, по словам экспертов, специализация и оснащенность российских торговых портов не соответствуют даже сложившимся структуре и объемам внешнеторговых и транзитных грузопотоков, не говоря уж о перспективных. В результате около 30% российских внешнеторговых грузов отправляются через иностранные порты. Отсутствие современных погрузочно-разгрузочных мощностей и мест хранения нефтепродуктов, продукции сельского хозяйства и других товаров сдерживает использование услуг российских портов при экспортных операциях.

В отличие от других видов международные портовые ОЭЗ не могут быть созданы за короткое время вне существующих портовых инфраструктур. В связи с этим предполагается отказаться от ограничений, связанных с существующим сегодня в Законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» запретом на наличие на момент создания зоны на ее территории имущества юридических и физических лиц.

Законопроект предусматривает увеличение срока, на который предполагается создать портовые зоны, до 49 лет. Все остальные типы ОЭЗ создаются на 20 лет, и срок их существования продлению не подлежит.

По словам Дмитрия Криницкого, заместителя руководителя Аппарата Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы РФ, законодатели идут на это, учитывая длительный период окупаемости портовых хозяйств и высокую стоимость их основных фондов. В расчет берется необходимость неизменности правового режима в течение длительного периода времени для гарантии условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в условиях принятия норм, ухудшающих условия ведения бизнеса.

Также в законопроекте предложено изменить условия регистрации организаций в качестве резидентов международных портовых зон. В частности, планируется увеличить объем необходимых капитальных вложений резидентов зоны:

·        не менее 100 млн евро — при ведении деятельности по созданию и развитию инфраструктуры нового порта;

·        не менее 50 млн евро — при создании и развитии инфраструктуры нового терминала аэропорта;

·        не менее 3 млн евро — при реконструкции и развитии действующей инфраструктуры порта (аэропорта).

На территории международной портовой зоны собираются использовать режим свободной таможенной зоны с некоторыми особенностями, в частности разработчики предлагают предоставлять резидентам зоны таможенные преференции.

Создание международных портовых зон с учетом мирового опыта, считает Криницкий, будет способствовать экономическому развитию как непосредственно портов (аэропортов), так и российских регионов.

 

Расширить линейку зон

 

За последние 10 лет диспропорция в развитии регионов возросла. Сегодня 12 субъектов дают в бюджет более 50% доходов, причем половина из них приходится на Москву. Однако конкурс по отбору заявок на создание ОЭЗ всех типов построен так, что не учитывает различия в развитии регионов. Успех придет, считает Юрий Перелыгин, руководитель Департамента регионального социально-экономиечского развития и территориального планирования Минрегионразвития, если мы придумаем процедуру ликвидации различий между регионами. «Думаю, нужно изменить конкурсную схему». Соревнование должно быть внутри типа, а не между всеми регионами. Ведь есть регионы депрессивные, а есть развитые. Это все равно что на ринг выпустить сражаться тяжеловеса с легковесом.

Кроме того, считает Ю. Перелыгин, есть возможность расширить линейку типов ОЭЗ. Например, на Дальнем Востоке есть приграничные торговые комплексы. Но с нашей стороны в отличие от китайской развитие не идет. С такими территориями можно было бы работать также через механизм приграничной ОЭЗ.

 

К сведению

 

Все типы особых экономических зон, кроме международных портовых ОЭЗ, создаются на 20 лет, и срок их существования продлению не подлежит.