Не так давно экс-глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен выступил с заявлением: «В России создаются очень крупные компании с «государственным участием». Но конкурентоспособность зависит не от их величины, а от независимой позиции компаний в отношении государства. Политическая поддержка снижает конкуренцию на российском рынке. А это значит, что искусственное создание национальных чемпионов плохо для развития экономики страны».
Наш читатель из Санкт-Петербурга Федор Васильев (см. «ЭЖ» № 43) предложил редакции пояснить это высказывание.
По этому принципиальному вопросу для российской экономики «ЭЖ» попросила высказать свое мнение известных специалистов и экспертов.
ЮРИЙ ШАФРАНИК, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕФТЯНОЙ КОМПАНИИ «СОЮЗНЕФТЕГАЗ», ПРЕДСЕДАТЕЛЬ, ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА «МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И РЕСУРСЫ»
Cтруктурные реформы в России идут своим чередом. Мы еще не прошли путь развитых западных стран. Поэтому создание новых, в том числе крупных, предприятий —естественный процесс.
Пока в стране идет становление рыночной экономики, безусловно, стержневые российские компании должны быть сильными и конкурентоспособными на международном рынке. У них нет иной альтернативы, как только сливаться и укрупняться. Их усиление — экономическая и политическая потребность страны.
Однако нужно не погубить конкуренцию и в России. Мы должны повернуть ситуацию так, чтобы появились тысячи малых и средних предприятий. Именно они притягивают инвестиции и капитал, в них человек осознает себя хозяином и за их счет формируется средний класс. Малые и средние предприятия обеспечивают и конкуренцию, и экономические преобразования, и социальное благополучие в стране. Однако это огромная работа, которую мы пока не сумели сделать.
ВАЛЕНТИН МЕЖЕВИЧ, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИССИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЕСТЕСТВЕННЫМ МОНОПОЛИЯМ
Преобладание крупных предприятий на внутреннем рынке действительно может негативно сказаться на ценах и конкурентоспособности страны. Однако для экспортно ориентированных компаний укрупнение безусловно благо, поскольку повышает их конкурентоспособность.
В условиях глобальной конкуренции успешно выходить на международный рынок и стабильно на нем работать могут только компании, которые по размеру, основным фондам и финансовой мощи сравнимы с транснациональными корпорациями. Соревноваться можно только с равными или близкими по размеру. Поэтому процесс укрупнения компаний характерен не только для России, но и для всей мировой экономики. Сливаются металлургические, нефтяные, машиностроительные гиганты для того, чтобы получить доступ к новым сегментам рынка, производственным мощностям и потребителям, чтобы стать лидерами в конкурентной борьбе. Например, поставка сырой нефти за рубеж менее выгодна, чем переработка в стране. Поэтому корпорации кооперируются, объединяются, чтобы более эффективно выходить на мировой рынок. Кстати, практически все нефтяные компании в мире являются транснациональными.
На данном этапе развития экономики страны не вижу никакой опасности для внутреннего рынка и конкурентоспособности российских товаров, если отечественные предприятия объединяются для работы на внешнем рынке. Последний пример — Союз предприятий алюминиевой промышленности. Более 80% их продукции идет на экспорт и устойчивое производство на территории России, что только улучшает их позиции на мировом рынке.
С другой стороны, мы видим, что для работы на внутреннем рынке идет реформирование монополий — электроэнергетики и услуг железнодорожного транспорта.
АРНЕ ВАЛЬТЕР, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ФОРУМА
Вкаждой стране могут быть и крупные, и мелкие предприятия в зависимости от потребностей национальной экономики. Во многих индустриальных странах работают транснациональные корпорации, такие, например, как «Кока-кола», «Метал стил», «Аэробас», ВР, «Шелл», «Мобил». Но никто не критикует государства за то, что на их территории растут и действуют крупные корпорации, а страны не испытывают особых неудобств от их деятельности.
ВИКТОР ВЗЯТЫШЕВ, ПРОФЕССОР МЭИ, Д.Э.Н.
Конкурентоспособность страны зависит не от размера предприятий, а от интеллектуального уровня менеджмента. Есть принцип социокультурного баланса, который включает пять атрибутов культуры: вещи, идеи, технологии, ценности и регулятивы (законы писаные и неписаные).
Многовековой исторический опыт показывает, что когда есть баланс и все атрибуты развиваются, то в обществе происходят преобразования. Если же развивается что-то одно, например вводятся хорошие законы, но не изменена административная система, то ничего путного не получится. В нормальных условиях в интеллектуально развитом обществе и крупные, и мелкие предприятия могут успешно сосуществовать.
ИРИНА ПИНГРИНА, ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР ОБЪЕДИНЕНИЯ ЭНЕРГОСТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ «ГРУППА Е-4», К.Э.Н.
Сейчас у нас идет консолидация под единым управлением инжиниринговых компаний России. Делается это для того, чтобы повысить капитализацию, технический и технологический уровень отечественных производителей. Кроме того, большая, сильная компания может более эффективно противостоять мощным иностранным конкурентам.
Объединение основных фондов небольших предприятий, их капитала, производственных мощностей, научно-исследовательского потенциала, сервисных возможностей уже вывело нас на один уровень с ведущими иностранными фирмами и позволило выполнять более объемные задачи, делать их качественно и в заданные сроки.
МАРАТ СУЮНЧЕВ, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ГОУ АНХ, К.Э.Н.
Содной стороны, укрупнение способствует концентрации капитала, а с другой — в силу особой поддержки со стороны государства снижает возможности для развития конкуренции на внутреннем рынке с соответствующим уменьшением стимулов для повышения эффективности хозяйственной деятельности. Кроме того, основной целью частных инвесторов является максимизация доходности на инвестированный капитал. Государство же как акционер имеет целый набор целей, отличных от целей частного инвестора (предпринимательская деятельность, т.е. получение прибыли, не относится к функции государства). Вследствие чего возможно снижение инвестиционной привлекательности компаний, в которых государство имеет контрольный пакет.
Между тем, для того чтобы оценить обоснованность создания крупных российских госкомпаний, необходимо рассмотреть отрасли российской экономики, где наблюдается подобная тенденция. Процессы консолидации происходят в первую очередь там, где Россия хочет быть потенциальным мировым лидером либо стремится вернуть положение, достигнутое при существовании СССР. Это сырьевые отрасли (газ, нефть, черная и цветная металлургия), энергомашиностроение, авиастроение, оборонная промышленность. Укрупнение российских компаний в стратегических отраслях российской экономики, безусловно, ведет к повышению их конкурентоспособности на мировом рынке.
В частности, создание крупных компаний в добывающих отраслях увеличивает долю их продукции на товарных рынках, что дает более широкие возможности в конкурентной борьбе с иностранными конкурентами — поставщиками аналогичной продукции. А также снижает возможность влияния мировых потребителей на ценовую политику данных компаний (в некоторых видах продукции появляется возможность монопольного влияния на цены).
С учетом всего этого укрупнение российских компаний способно негативно влиять на экономику США (которые являются первым в мире потребителем сырья), что вызывает озабоченность властей этой страны. С одной стороны, это может обернуться повышением цен для конечного потребителя (стимулирующее инфляцию), а с другой — снижением эффективности хозяйственной деятельности собственных корпораций под влиянием усиливающихся российских компаний. Выступление г-на Гринспена является одним из актов политической поддержки как американских корпораций, так и американских потребителей.
Таким образом, целесообразность создания крупных компаний, способных консолидировать значительные ресурсы, определяется целями, которые ставит перед собой государство. Если приоритетом для системообразующих отраслей национальной экономики являются устойчивые позиции на мировом рынке, то подобная консолидация необходима. В то же время, разумеется, государство не должно напрямую вмешиваться в хозяйственную деятельность компаний и предоставлять преференции одним участникам рынка перед другими. Даже те, кто имеет высокую долю государственного участия, должны оставаться публичными и управление в них должно осуществляться с использованием современных принципов корпоративного управления.