Малый бизнес лишили «прописки»

| статьи | печать

Московские власти преподнесли неприятный сюрприз представителям малого бизнеса столицы, отменив Распоряжение мэра от 24.06.99 № 670-РМ (Распоряжение и.о. мэра от 03.10.2006 № 274-РМ).

Отмененный документ позволял организации указать в качестве места нахождения своего исполнительного органа (генерального директора, председателя и т. п.) адрес одного из десяти московских территориальных агентств поддержки малого предпринимательства.

«Крыша» от городских властей

 

В 1999 г. Юрий Лужков поручил городскому Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства по согласованию с Московской регистрационной палатой обеспечить предоставление зарегистрированным в столице юридическим лицам адресов территориальных подразделений департамента. Единственным условием для получения новоиспеченной компанией крыши над головой было ее вступление в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы.

Более 6 тысяч организаций воспользовались этой возможностью и заключили с территориальными агентствами договоры о предоставлении адреса и почтово-секретарском обслуживании.

Тем самым коммерсанты решали проблему, с которой сталкиваются многие фирмы, у которых не совпадают юридический и фактический адреса. Ведь налоговые инспекции и другие государственные органы направляют свои официальные запросы, письма и прочие документы по тому адресу, который указан в уставе организации, даже если им известно, что ее офис фактически находится в другом месте. В таких случаях неизбежны конфликты по поводу того, можно ли считать, что компания должна была получить бумагу, которую чиновники отправили по юридическому, а не по фактическому адресу.

Под горячую руку…

 

Если такая ситуация устраивала и городские власти, и бизнесменов, то в чем же причина «выселения» малых предприятий?

Официальная формулировка основания для отмены вышеуказанного Распоряжения мэра от 24.06.99 № 670-РМ (далее — Распоряжение) — «в связи со вступлением в силу Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Но нетрудно заметить, что этот нормативный акт был принят целых пять лет назад и до сих пор московские власти не замечали никаких противоречий между ним и Распоряжением. Скорее причиной является позиция Управления ФНС России по г. Москве.

Раньше представители налогового ведомства не только не возражали против того, что московское правительство таким способом помогало малому бизнесу решить проблему несовпадения юридического и фактического адресов, но и рекомендовали коммерсантам заключать договоры с территориальными агентствами.

Однако в этом году налоговики начали настоящее наступление на фирмы-«однодневки». Признаком, который может указывать на то, что организация создана для проведения сомнительных махинаций, они считают, в частности, то обстоятельство, что она зарегистрирована в том же помещении, где кроме нее «прописаны» еще несколько десятков юридических лиц. Не так давно руководство ФНС России даже предлагало принять закон, вводящий санкции против таких компаний. Очевидно, под горячую руку борцов с «однодневками» попали все фирмы, которых приютили у себя территориальные агентства.

Один переезд равен двум пожарам

 

Теперь руководителям малых предприятий предстоят довольно неприятные хлопоты. Им придется искать помещения, которые можно указать в качестве юридического адреса. Кроме того, нужно нотариально заверить поправки в учредительные документы и отстоять очередь в налоговую инспекцию
№ 46, чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ.

Кстати, не совсем ясно, в какой срок гендиректора фирм, выселенных из городских помещений, должны проделать все эти процедуры. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон) обязывает их в течение трех дней сообщить о смене места нахождения компании. В противном случае директору грозит административный штраф в размере до 5 тыс. руб.

Вопрос заключается в том, с какого момента нужно отсчитывать эти три дня: со дня, когда было отменено Распоряжение (то есть с 03.10.2006), со дня, когда компания получит от территориального агентства уведомление о расторжении договора о предоставлении адреса, или же с той даты, которая будет стоять в решении учредителей фирмы о смене места ее нахождения?

Конечно, интересам бизнесменов в большей мере соответствует последний вариант. В пользу этой точки зрения говорит и то, что в соответствии с подп. «б» п. 1 ст. 17 Закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляется именно решение о внесении изменений.

Таким образом, организации, «прописанные» сейчас в территориальных агентствах, формально не ограничены никакими сроками в подборе нового юридического адреса, поскольку дату проведения общего собрания, на котором будет принято такое решение, устанавливают сами учредители.