Об уточнении платежа в бюджет при ошибочном указании статуса плательщика
При перечислении НДС в бюджет за март, апрель, июнь
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу об уточнении платежа по налогу на добавленную стоимость в случае ошибочного указания статуса плательщика и сообщается следующее.
По общему правилу согласно п. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.
Обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком (подп. 1 п. 3 ст. 44 Кодекса).
В соответствии с порядком, предусмотренным ст. 78 Кодекса, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.
Статьей 78 Кодекса не установлен порядок осуществления зачета сумм излишне перечисленного налога организацией в качестве налогового агента в счет погашения недоимки, возникшей в результате ненадлежащего исполнения этой организацией своих обязанностей в качестве налогоплательщика.
Согласно п. 2 ст. 57 Кодекса при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.
Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 Кодекса).
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 № 202-О пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм.
Из судебной практики следует, что при разрешении аналогичных споров учитываются своевременность и полнота перечисления налогоплательщиком или налоговым агентом сумм НДС в федеральный бюджет, не повлекшие потери государственной казны.
Основываясь на том, что Кодексом прямо не предоставлены налоговому органу полномочия по принятию решения о проведении зачета сумм излишне перечисленного налога организацией — налоговым агентом в счет недоимки, образовавшейся у этой организации-налогоплательщика, а также не предоставлены полномочия по пересчету соответствующих пеней, налоговый орган принимает решение, о котором указано в письме.
Кодекс в действующей редакции не предусматривает порядок пересчета пеней в случае подачи налогоплательщиком в налоговый орган заявления об исправлении ошибок, допущенных им при оформлении поручения на уплату налога.
Согласно п. 7 ст. 45 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ вступает в силу с 1 января
В силу п. 3 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Полагаем, что положения п. 7 ст. 45 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) дополнительно гарантируют защиту прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА
НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ С. РАЗГУЛИН