На помощь судьям придут посредники

| статьи | печать

Последнее время в России очень остро стоит вопрос о загруженности судебной системы. Гражданские дела затягиваются на весьма длительные сроки, превышая все мыслимые и немыслимые стандарты, что для участников спора связано со значительными финансовыми расходами.

Сложные современные гражданско-правовые конфликты требуют таких форм разрешения споров, при которых стороны сами и в конечном итоге под свою личную ответственность принимают решение.

 

Сегодня возникла необходимость в альтернативных (то есть внесудебных) способах рассмотрения возникших между сторонами разногласий. Одному из них и был посвящен «круглый стол» «Участие юридического сообщества в совершенствовании законодательства в области альтернативного разрешения споров», состоявшийся в Совете Федерации РФ 17 октября 2006 г.

Кто такие медиаторы

 

Внесудебным разрешением споров называют процедуры, когда конфликты разрешаются без участия служителей Фемиды, при помощи третьей стороны. Методы внесудебного урегулирования споров развиваются с 60-х годов XX века в США, Англии и Австралии.

Главными идеями, лежащими в основе медиации как системы урегулирования конфликтов, являются согласие и сотрудничество. Этот метод на сегодняшний день получил распространение во всем цивилизованном мире при разрешении споров в семейной сфере — особенно при разделе имущества, трудовой сфере, а также в корпоративных конфликтах (как внутри предприятия, так и между фирмами).

Под медиацией понимается посредничество, деятельность специалиста по урегулированию споров в переговорах сторон для заключения между ними мирового соглашения. Этот способ хорош тем, что при этом активно участвуют сами оппоненты и в то же время им помогает знающий, опытный специалист, работающий именно в данной сфере деятельности. Таким экспертом выступает медиатор — посредник.

Для всех медиаторов условиями для посредничества в урегулировании конфликтов являются следующие навыки и способности: проявление беспристрастности — медиатор должен сохранять нейтральную позицию и побуждать всех к высказыванию своих мнений на протяжении всего процесса примирения, умение принимать человека с его сильными и слабыми сторонами и способность оказать ему поддержку.

Посредников нужно готовить

 

В нашей стране такой метод урегулирования споров пока только в процессе становления, но государство очень серьезно занялось им, считая, что рынок услуг медиаторов созрел и теперь необходимо оказать посильное содействие в развитии медиации, вплоть до законодательного. На сегодняшний день единственное упоминание о посреднической деятельности содержится в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, который устанавливает право сторон обратиться к посреднику.

В ходе «круглого стола» выделили три основных пути развития медиации в России. Во-первых, это готовность самих предпринимателей к новому варианту разрешения споров в деловой сфере.

Во-вторых, подготовка квалифицированных специалистов в этой отрасли. Эксперты считают, что в основном юристы будут выступать в качестве медиаторов на российском рынке посреднических услуг. Они по роду своей деятельности являются конфликтологами, а также владеют необходимыми знаниями психологии.

Во многих зарубежных странах в качестве посредников выступают бывшие судьи и адвокаты, которые прошли аттестацию. Медиаторами должны быть надежные во всех отношениях фигуры. Особенно подчеркивается их независимость, потому что посредник должен приводить стороны к общему согласию, не навязывая своего мнения. Также специалист по урегулированию споров должен знать нормы права, т.к. результат, о котором смогут договориться стороны, не должен противоречить закону.

И третьим, основным, аспектом развития медиации в России участники «круглого стола» считают поддержку государства. Помощь, которую ожидают от Правительства, — это создание рабочей группы для разработки законопроекта, посвященного регулированию внесудебного разрешения споров. По мнению президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина, за основу может быть взят обсуждаемый в настоящее время подготовленный РСПП проект федерального закона «О примирительной процедуре с участием посредника (посредничестве)». Он является первой попыткой комплексного правового регулирования в этой области.

Дело за депутатами

 

Пока нет единого мнения по поводу оформления достигнутого сторонами спора мирового соглашения.

Так, возможно судебное утверждение мирового соглашения: договорившиеся стороны обращаются в суд, и оно утверждается определением. Второй способ — нотариальное удостоверение. Нотариусы подтверждают соглашение, достигнутое сторонами, и после этого оно вступает в силу. Какой из способов оформления будет утвержден — решать законодателям.

Участники «круглого стола» высказали мнение, что соответствующие поправки и нововведения должны быть внесены на рассмотрение депутатов Госдумы до июля 2007 г. В противном случае существует опасность, что документ попадет в долгий ящик из-за предстоящей предвыборной гонки.

Кстати, само государство выражает заинтересованность в скором разрешении вопроса регулирования медиации в России. О необходимости принятия соответствующего закона говорится в Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007—2011 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.09.2006 № 583).