Управу на Минфин ищите в арбитраже

Высший Арбитражный Суд разъяснил, какие нормативные акты Минфина может оспаривать налогоплательщик
| статьи | печать

Компании и предприниматели могут оспаривать в ВАС России законность документов, утвержденных Министерством финансов. Такой вывод следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.09.2006 № 13322/04. Кроме этого, судьи ВАС указали налогоплательщикам критерий, который позволяет определить, можно или нельзя требовать признания недействительным того или иного минфиновского документа.

Минфин арбитрам неподсуден?

 

В ВАС России обратилось акционерное общество с заявлением о признании недействующим абз. 7 Письма Минфина РФ от 10.06.2004 № 03-02-05/2/35 «О налоговом учете лизинговых операций». По мнению представителей общества, указанное Письмо устанавливает правило, не соответствующее Налоговому кодексу РФ.

Свое право на обращение в ВАС как в суд первой инстанции общество обосновало ссылкой на ч. 1 ст. 27, п. 1 ст. 29, п. 1 ч. 2 ст. 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также на ст. 137 и 138 НК РФ.

Но юристов общества ждало разочарование. Определением ВАС от 03.04.2006 производство по делу было прекращено на том основании, что оспариваемое письмо не является нормативным правовым актом. Суд также указал на то, что даже если бы оно являлось таковым, обжаловать его было бы все равно невозможно, ведь сейчас нет такого федерального закона, который относил бы к ведению арбитражного суда рассмотрение дел об оспаривании подобных актов, принятых Минфином.

Этот последний вывод сильно пошатнул положение налогоплательщиков. Дело в том, что ВАС России давно признал за ними право требовать признания недействительными положений, содержащихся в письмах и приказах налогового ведомства. Но Президент РФ своим Указом от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» передал Минфину функции Министерства РФ по налогам и сборам по принятию нормативных правовых актов и ведению разъяснительной работы по законодательству о налогах и сборах. Иными словами, этот Указ дал чиновникам Минфина ранее принадлежавшее налоговикам право в своих письмах формулировать официальную позицию государства по спорным вопросам налогового права.

Таким образом, Определение ВАС от 03.04.2006 фактически ставило крест на уже сложившейся практике обжалования официальных разъяснений налогового законодательства. Разумеется, заявителя этот ответ судебной инстанции не устроил и он вновь обратился в ВАС с заявлением, но уже о пересмотре в порядке надзора Определения от 03.04.2006.

Судьи отказали,  но с оговоркой…

 

Президиум ВАС отказал заявителю и оставил спорное Определение без изменения. Однако в своем Постановлении от 19.09.2006 № 13322/04 арбитры сделали выводы, выходящие за рамки данного дела.

Прежде всего члены Президиума признали, что у налогоплательщиков все же есть право обжаловать в ВАС России минфиновские нормативные документы.

Порядок судебного обжалования нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов определен в ст. 137 и 138 НК РФ. Там говорится только об обжаловании нормативных и ненормативных актов налоговых органов.

Но это связано прежде всего с нестыковками в российском законодательстве. Действительно, раньше нормативные правовые акты по вопросам налогового права издавало Министерство РФ по налогам и сборам. Но президентский Указ от 09.03.2004 № 314 передал это полномочие от налоговиков Министерству финансов. Конечно, депутатам следовало бы в связи с этим внести соответствующие поправки в ст. 137 и 138 НК РФ, но по каким-то причинам это до сих пор не сделано.

Поэтому Президиум ВАС решил, что буквальное толкование понятия «налоговый орган» означало бы, что в результате прошедшей в 2004 г. административной реформы организации и индивидуальные предприниматели оказались лишенными права обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

В связи с этим судьи ВАС признали за налогоплательщиками право обжаловать документы Минфина в том же порядке, в котором они раньше оспаривали приказы и письма МНС России.

Письмо письму рознь

 

Тем не менее этот вывод еще не означает, что налогоплательщики вправе требовать признания недействительным любого документа Минфина, который, по их мнению, нарушает закон.

В теории права принято считать, что издаваемые министерствами и ведомствами письма лишь разъясняют положения законодательства и сами по себе не создают новых юридических норм, то есть не являются нормативными правовыми актами. Но члены Президиума ВАС придерживаются по этому вопросу иного мнения. Они полагают, что «сам факт направления письма конкретному лицу по его обращению не исключает более широкого действия этого письма, если в нем содержатся обязательные правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение». Проще говоря, нормативным правовым актом может быть признан практически любой ведомственный документ (приказ, инструкция, письмо), если в нем есть обязательные правила, рассчитанные на многократное применение.

Рассматривая подобные дела, суд должен выяснить, рассчитан ли оспариваемый акт на многократное применение налоговыми органами при исполнении функций налогового контроля, затрагивает ли он права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах.

Если же утвержденный Минфином документ содержит разъяснения налогового законодательства, которые никого ни к чему не обязывают и не устанавливает обязательных для неопределенного круга лиц правил поведения, это означает, что он не носит нормативного характера и, следовательно, налогоплательщик не может требовать признания его недействительным.

В таком случае лицо, права которого были затронуты в результате применения такого документа государственными органами, может обратиться в арбитражный суд с иными требованиями (например, об обжаловании акта ненормативного характера или об обжаловании незаконных действий должностного лица).