Аутсорсинг (передача во внешнее управление непрофильных или вспомогательных функций) как способ повысить эффективность основной деятельности укрепляет свои позиции. Растет качество услуг, оказываемых сервисными компаниями, повышается и доверие к аутсорсингу со стороны промышленных предприятий.
Неизбежность конкурентной борьбы требует от компаний концентрации усилий на ключевых направлениях своей деятельности. Но часто «ключевыми», самыми затратными и требующими постоянного внимания со стороны топ-менеджмента становятся те из них, которые являются для предприятия вспомогательными, обеспечивающими основное производство. Среди них логистические функции, такие как транспортировка продукции из цехов на склады и потребителю, комплектация грузов, складское хранение и пр.
Форум «Логистика. Товародвижение. Снабжение», организованный Институтом исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР) и спонсором которого выступила «ЭЖ», уделил много внимания решению такого рода вопросов.
Одним из инструментов совершенствования деятельности и снижения совокупных затрат является аутсорсинг. Мировая практика его использования начиналась с поддержки информационно-технологической инфраструктуры, а со временем распространилась и на другие виды деятельности. Однако применение аутсорсинга в России пока еще не приобрело массового характера.
Сдерживающим фактором, с одной стороны, выступает опасение утратить контроль над бизнесом, а с другой – все же достаточно узкий рынок сервисных услуг.
Или свой, или чужой
При растущем бизнесе одним из конкурентных преимуществ является высокий уровень организации логистики. Обеспечить его можно по-разному.
· Развивать собственную логистическую службу, четко планируя темпы роста бизнеса, вкладывать средства в имеющийся склад, его модификацию или строительство нового комплекса.
· Передать избыточные объемы во внешнее управление, что сопряжено с ростом затрат и усложнением системы управления в целом, так как материальные потоки необходимо распределять и контролировать их перемещение.
· Перейти полностью на аутсорсинг, который позволяет экономить на масштабах, оптимизировать логистические издержки, использовать передовые технологии, быстро адаптироваться к изменившимся бизнес-процессами.
Каждый из этих вариантов предоставляет несколько возможностей реализации.
При сравнимых инвестициях, например в организацию собственного склада и открытие нового магазина (в среднем примерно от 700 до 1000 долл. за кв. м), сопоставимых затратах на оборудование и персонал и сроках выполнения работ от 9 до 18 месяцев определить, что выгоднее, собственный склад или аутсорсинг, непросто, считает участник форума Алексей Цацулин (компания Relogix).
Так, собственный склад содержит в себе возможность диверсификации бизнеса, персонифицированный сервис, независимость от провайдера, но и отвлечение административного ресурса, большие инвестиции и возможность ошибки выбора информационной системы управления, оборудования.
Аутсорсинг, в свою очередь, это:
· концентрация на основном бизнесе – развитие сети;
· зачастую стандартизированный сервис;
· фиксированные тарифы, прозрачный бюджет;
· оплата провайдером потерь;
· полный спектр услуг;
· отсутствие проблем с персоналом (найм, обучение, контроль и проч.);lвозможности расширения.
Целесообразность применения аутсорсинга в значительной степени определяется уровнем развития и спецификой бизнеса.
Неожиданная готовность
Развитие логистического аутсорсинга как методологии и технологии межфункциональной и межорганизационной координации сопряжено с большими трудностями. По мнению Станислава Болховитинова (компания IBS), наиболее подготовлены к оказанию таких услуг на российском рынке компании — системные интеграторы, поскольку располагают практически всем необходимым:
· полным набором компетенций, который включает понятие 4PL-провайдера;
· широким спектром информационных систем поддержки деятельности, которые могут быть предоставлены клиентам;
· высококвалифицированными человеческими ресурсами;
· развитой сетью консалтинговых компаний-партнеров, образующих 4PL -сеть;
· репутацией надежного партнера, которая позволяет клиентам доверять исполнителю конфиденциальную бизнес-информацию.
Мировой, а также российский опыт доказал жизнеспособность аутсорсинга и то, что он не приводит к снижению контроля над бизнесом. Передача вспомогательных процессов во внешнее управление показывает, что компания при этом приобретает набор четко определенных результатов и предсказуемый уровень обслуживания, позволяющий усилить контроль над деятельностью компании и повысить прозрачность ее операций.
Возрастающее доверие к аутсорсингу стимулирует развитие комплексных сервисных центров на базе современных информационных технологий, а позитивный опыт взаимодействия с системными интеграторами по построению систем управления позволит каждой компании сосредоточить свои усилия на основной деятельности для создания конкурентных преимуществ.
Справка
«4PL-провайдер является SC-менеджером, который распоряжается и управляет ресурсами, производственными мощностями и технологиями своей собственной компании вместе с ресурсами всех задействованных предприятий и совместно управляет ими для предоставления клиентам полной цепи поставок».
ИСТОЧНИК: КОМПАНИЯ ANDERSEN CONSULTING
Проблемы развития аутсорсинга
· Недостатки законодательства, недобросовестная конкуренция.
· Информационная закрытость предприятий, использование двойной бухгалтерии и незаконных схем ухода от налогов.
· Наличие «лоскутной» автоматизации на предприятиях, сложности обеспечения информационной безопасности.
· Уровень технологической готовности поставщиков услуг не отвечает требованиям заказчиков.
· Опасения потери управления бизнесом и увеличения рисков.
ИСТОЧНИК: КОМПАНИЯ IBS