Амортизация и Инга Зайонц

| статьи | печать

Наша экономика похожа на больного неизвестным недугом ребенка, вокруг которого суетятся приглашенные врачи. Попробуют то одно, то другое, а толку мало, так как даже относительно диагноза не могут окончательно прийти к согласию. Какое уж тут лечение...

 

Все согласны, что ситуация в экономике тяжелая. Пищевая и легкая промышленность, машиностроение нуждаются в дополнительных стимулах развития. Основные фонды устарели и требуют срочного модернизирования. Инвестиции в этой области должны быть поощрены, но каким образом?

Об этом никак не могут договориться Минэкономразвития и Минфин: то, что предлагает одно министерство, не нравится второму, и наоборот.

В настоящее время Правительством РФ подготовлен план мероприятий по совершенствованию амортизационной политики, разрабатываются предложения по внесению изменений в налоговое законодательство. Минэкономразвития с участием ТПП России и РСПП РФ собираются в ближайшее время представить дополнительные обоснования предложений по внесению изменений в налоговое законодательство.

Минэкономразвития считает, что основная проблема — поиск источников финансирования для обновления выбывающих (изнашивающихся) средств. В качестве варианта ее решения Минфин предлагает переоценить основные средства в сторону увеличения их стоимости, а экономию при налоге на прибыль, который уменьшится за счет увеличения амортизационных отчислений, направить на инвестирование. Переоценка будет проводиться добровольно.

По мнению Минэкономразвития, проведение переоценки потребует слишком больших затрат от предприятий. Оплата услуг профессиональных оценщиков или расходы на содержание своих квалифицированных кадров в области оценки, трудоемкость учетных процедур — все это слишком большой минус для плана, представленного Минфином. Представители интересов предприятий, в том числе ТПП России, считают, что предложение финансового ведомства не обеспечит обновление и модернизацию существующих основных фондов.

В свою очередь, у Минэкономразвития есть встречный план внесения изменений в амортизационную политику, который очень нравится РСПП РФ и ТПП России, но не слишком люб Минфинансов.

Согласно п. 1 ст. 259 Налогового кодекса РФ с 1 января 2006 г. налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного периода расходы на капвложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, допоборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. С 1 января 2007 г. вступит с силу поправка, распространяющая действие амортизационной премии и на реконструкцию основных средств.

Минфин РФ считает, что этого достаточно для того, чтобы предприятия получили реальный финансовый инструмент, который может использоваться в качестве источника финансирования инвестиционной и инновационной деятельности.

А Минэкономразвития РФ и ТПП России полагают, что всех проблем эта мера не решает, и следует вернуться к ранее опробованному порядку стимулирования инвестиций, где от налогообложения освобождалось до 50% прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений. Это всерьез позволит предприятиям развивать собственное производство и модернизировать фонды.

Мало того, на прошедшем на днях заседании в ТПП РФ прозвучало предложение, высказанное председателем Комитета по транспорту и экспедированию ТПП г. Нижневартовска, генеральным директором ООО «Самотлортранс» Николаем Бондарем: 50% — это, мол, минимум, запасной рубеж, а добиваться от Минфина следует 100%-ной инвестиционной льготы.

В общем, предприятия торгуются, как на базаре: проси две цены — получишь половину, и будет в самый раз. Ведь рассчитывать всерьез на то, что Минфин пойдет на 100%-ную инвестиционную льготу, могут только наивные романтики, которые в крупном бизнесе вряд ли выживают.

Министерство финансов в ответ, как и положено по статусу, защищает фискальные интересы и даже поминает всуе российских пенсионеров.

Но проблема не только в размере амортизационных льгот. Многие предприятия жалуются на то, что неопределенность понятия «срок полезного использования», данное в ПБУ № 6/01 «Учет основных средств», оставляет формальное право налоговым органам доначислить налоги на прибыль и на имущество, если в ходе проверок будут обнаружены объекты основных средств, срок фактической эксплуатации которых превысил срок их полезного использования, установленный предприятием для начисления амортизации в целях налогового учета.

Вероятность подобного рода разбирательств исключить нельзя, поскольку у ФНС отсутствует единая трактовка налогового законодательства и слишком многое зависит от территориальных налоговых инспекций и их толкования закона.

В результате оба министерства снова встают перед вечной для сложившейся в России за последние двадцать лет системы проблемой администрирования налогов, когда от личности налогового инспектора начинает зависеть слишком многое, а значит, создается база для того, что у нас скромно именуют «административной рентой».

Так что Минэкономразвития России борется не только за создание условий, позволяющих предприятиям накапливать средства для обновления основных фондов, но и за чистоту морального облика российского налогового «офицера», когда предлагает доработать ПБУ № 6/01 (а также определения, данные в гл. 25 НК РФ) в части исключения формулировок и определений неоднозначного характера. Заодно предложено полностью отказаться от использования в бухучете устаревших Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР и пересмотреть сроки полезного использования основных средств, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Представляется, что проблемы поощрения инвестиционной и инновационной деятельности организаций глубже и их не решить только с помощью налогового законодательства. Важен еще, пусть это звучит ненаучно, психологический настрой предпринимателей, их вера в то, что раньше называлось «светлым будущим». Пока же эту веру демонстрируют только представители сырьевых отраслей и крупные чиновники, и, похоже, недаром. Удивительно, но сроки амортизации основных средств в «нефтянке» на 3—4 года ниже, чем в машиностроении.

Пока предприниматели не почувствуют, что ситуация действительно способна измениться к лучшему, Минфину и дальше предстоит жаловаться на постоянный отток капитала из России. Бизнесу важно, чтобы его не только стригли налогами и «административной рентой», но и холили, лелеяли и время от времени мыли душистым шампунем.

Всем нам хочется, чтобы нас любили, и ни легкая промышленность, ни машиностроение, ни малые предприятия тут не исключение. Они хотят от Правительства того же самого, чего друг детства Остапа Бендера Коля Остенбакен хотел от Инги Зайонц: взаимности.