«Доброй» традицией при обсуждении планов развития различных отраслей на заседании Правительства стало объявление о предстоящем повышении тарифов и цен. Не сделал исключения и министр транспорта Игорь Левитин, докладывавший о финансовом плане и Инвестиционной программе РАО «РЖД» на ближайшие 3 года.
Рентабельность железнодорожного гиганта в нынешнем году держится на скромном уровне в 1,1%, а его чистая прибыль ожидается в размере 9 млрд руб. Столь скромные результаты не устраивают руководство транспортной отрасли, и в 3-летний план заложен опережающий темп роста доходов над расходами и увеличение чистой прибыли с 10,1 млрд руб. в
Рост рентабельности монополии в российских условиях неизбежно будет сопровождаться повышением ее тарифов. Больше всего пострадают пассажиры на тех маршрутах дальнего следования, цены на которые не регулируются государством, здесь прибавка составит свыше 22% уже в этом году. Стоимость проезда в пригородных поездах увеличится на 15%, тарифы на грузоперевозки вырастут на 7%.
Справедливости ради нужно подчеркнуть, что за последние 3 года железнодорожные тарифы росли значительно меньше, чем цены в отраслях, от которых зависят экономические показатели транспортников.
Инвестиционная программа компании впервые была представлена в виде портфеля инвестпроектов, каждый из которых имеет свой бюджет и конкретные показатели, исполнение которых можно контролировать.
Так, в 2007 — 2009 гг. планируется завершение ряда крупных транспортных коридоров, таких как Кузбасс — Дальневосточный транспортный узел, предстоит строительство железнодорожной линии Беркакит — Якутск и многие другие программы.
Кроме того, реализация инвестпрограммы даст возможность решить наболевшую проблему отрасли — обновить изношенный подвижной состав отечественных железных дорог. Ведь сейчас из 430 тыс. вагонов, курсирующих по стране, 240 тыс. уже надо менять. А в целом износ составляет свыше 70%.
Инвестиционный бюджет РАО «РЖД» на 3-летний период запланирован в объеме 790 млрд руб. Но даже этих денег будет недостаточно, и компания рассчитывает на Инвестфонд и, возможно, привлечение средств за счет IPO. Таким образом, общая сумма капиталовложений, на которую надеются железнодорожники, должна вырасти до 1,07 трлн руб.