На охоту за взятками

| статьи | печать
На охоту за взятками

Пожар нельзя тушить бензином. Принимаемые законы должны быть приемлемы и выполнимы для подавляющего большинства граждан, интересы которых эти законы затрагивают. Особенно если речь идет об экономике. Иначе результат будет плачевным — в прямом и переносном смыслах этого слова. Казалось бы, это аксиома. Но…

 

Государственная Дума весьма скоропостижно приняла поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), ужесточающие ответственность за нарушение миграционного законодательства и санкции за нарушение порядка принятия на работу в России иностранных граждан и лиц без гражданства.

В итоге в самое ближайшее время штрафы за прием мигрантов на работу без разрешения властей повысятся до 800 тыс. рублей за каждую «голову» плюс приостановление бизнеса работодателя на срок до 90 суток. Самих же «застуканных» за работой мигрантов предполагается выгонять из страны, отняв у них еще по 2—5 тыс. рублей (20—50 административных МРОТ).

Наши законодатели конечно же действуют из самых лучших побуждений. К тому же их вооружили громкоговорящими цифрами: денежные переводы грузин на родину составляют 20% ВВП Грузии. Молдаване увозят сумму, равную 30% ВВП страны. Таджики зарабатывают в России два годовых бюджета Таджикистана — около 1 млрд долларов. А в России нелегалы «не платят налоги и уклоняются от пошлин», утверждает глава Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский, по подсчетам которого «экономический ущерб от деятельности мигрантов составляет 200 млрд рублей». Вдумайтесь в это слово — УЩЕРБ.

Тут одно из двух: либо они едут в Россию вовсе не на работу, либо свихнувшиеся работодатели платят каждому приезжему совершенно сумасшедшие деньги, сами оставаясь в убытке.

Кроме того, обвиняет Ромодановский, за 2005 год «мигранты совершили в России более 51 тыс. уголовных преступлений».

Но цифры — штука обоюдоострая. По данным той же ФМС, в России нынче находятся 10—12 млн нелегальных мигрантов — то есть на 235 человек приходится одно совершенное ими преступление. А всего в России за 2005 год зарегистрировано более 3,5 млн уголовных преступлений — по одному на каждые 40 россиян, включая грудных младенцев.

Вспомним к тому же, что в России ныне практически отсутствует безработица, но налицо быстрорастущий дефицит трудовых ресурсов. Именно поэтому еще минувшим летом  Владимир Путин своим указом утвердил программу по переселению в нашу страну бывших соотечественников — нынешних мигрантов. Которых нынче мы ловим как трамвайных «зайцев» и пытаемся гнать из России в хвост и в гриву. Чем подрываем основы благополучия таких отраслей экономики, как строительство, торговля, сфера услуг. Более того, на мигрантах сегодня держится больше половины малого и среднего бизнеса России.

Конечно, в этом деле давно пора наводить порядок, вводить строгий учет приезжих, контроль за их перемещениями и сферами действительного приложения сил. Требуется наконец позаботиться и о самих гастарбайтерах, соблюдении их прав на безопасные условия труда, справедливую его оплату, социальные гарантии и т. д. И законотворчество российских парламентариев могло бы заслужить лишь положительных оценок, если бы…

Вдумайтесь: в стране уже живут и ударно трудятся на самых черных и непрестижных работах огромное число приезжих из Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана и Средней Азии — фактически из всего бывшего СССР. Их реальное количество никем не подсчитано, но если верны оценки МНС (10—12 млн человек) — это две Прибалтики!

Выселить их всех разом не получится. Зарегистрировать — тем более: в России не хватит для этого ни чиновников, ни «присутственных мест» и даже, боюсь, регистрационных бланков. А это значит, что сразу после вступления в силу новых поправок в Административный кодекс на всех этих людей и на их работодателей будет открыта настоящая охота. И размер взяток, которые начнет получать новая «спецслужба» — ФМС, превысит все пределы.

Но заметьте: голосуя за драконовские меры к нелегальным мигрантам, депутаты Госдумы даже не обмолвились о необходимости подготовить к массовой регистрации приезжих соответствующие российские службы. Подставляя под дамоклов меч отечественных предпринимателей, нарушающих закон, парламентарии не удосужились прописать хотя бы строчку об ответственности чиновников, обязанных создать «режим наибольшего благоприятствования» тем, кто захочет стать законопослушными и сам придет регистрировать и регистрироваться.

Слуги народа не позаботились даже о введении какого-нибудь переходного периода, в течение которого страна сможет подготовиться к кардинальному изменению миграционной политики и отношения к мигрантам.

Хотя поспешность, как известно, полезна только при ловле блох. Во всех остальных случаях — вредна.