Письмо Минфина РФ от 22.09.2006 № 03-04-11/ 178 появилось в СМИ совсем недавно. В нем дан отрицательный ответ на вопрос: можно ли включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, НДС, начисленный при безвозмездной передаче рекламной продукции? Там же приведен ряд аргументов.
С одной стороны, удивительна сама постановка вопроса: мысль включить такой НДС в расходы обычно в голову не приходит. Но с другой стороны, почему бы и нет?
Поскольку НДС — налог косвенный, его сначала предъявляют покупателю и лишь потом перечисляют в бюджет. А покупатель его потом или предъявит к вычету (т.е. переложит на плечи следующего покупателя) или включит в расходы, если он последний в этой цепочке, кто платит НДС продавцу. Для того, кто платит НДС в бюджет, вполне логично включить его в расходы.
Удивляет логика ответа Минфина. Точнее, отсутствие таковой.
Первый аргумент «гениален». Суть многословной цитаты подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ с не менее многословным комментарием и ссылкой на п. 19 ст. 270 НК РФ сводится к тому, что НДС, который не предъявлен покупателю, можно включать в расходы. Почему-то чиновники решили, что именно поэтому такой НДС включать в расходы нельзя.
Второй аргумент серьезнее, но и к его логике есть претензии. Из ссылки на п. 16 ст. 270 НК РФ выходит, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей. По мнению чиновников, НДС — это расходы, связанные с безвозмездной передачей. Но почему мы относим к расходам сам подарок? Потому что это не безвозмездная передача, а рекламные расходы? Но тогда при чем здесь НДС на безвозмездную передачу?
Допустим, рекламный подарок — это безвозмездная передача права собственности на товар. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ такая передача равна реализации и облагается НДС. Тогда в соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ стоимость безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются. Но этот вывод противоречит п. 4 ст. 264 НК РФ, по которой расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых во время проведения массовых рекламных кампаний, признаются для целей налогообложения (пусть даже и в ограниченном размере — не более 1% выручки). Это противоречие между двумя нормами одной главы НК РФ. В таких случаях, если одна норма общая, а другая по отношению к ней частная, действует частная норма. Но эти нормы одного уровня. Стало быть, надо применить п. 7 ст. 3 НК РФ, по которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика. Тогда выбор без сомнений падает на ст. 264.
Итак, если подарок разыгрывать во время рекламной акции, стоимость его приобретения или изготовления относится к прочим расходам.
Теперь НДС. К расходам на приобретение или изготовление он явно не подходит, так как напрямую связан с передачей подарка. Но это еще не повод утверждать, что чиновники правы.
Начисленный и уплаченный НДС может относиться к расходам на безвозмездную передачу. Что из себя представляют эти расходы? Мы уже говорили, что в прочие расходы подарок будет отнесен только в случае его розыгрыша в ходе рекламной компании. Стало быть, «расходы по безвозмездной передаче» ни что иное, как тот самый розыгрыш подарков или часть рекламной компании. Опять противоречие тех же самых норм главы 25 НК РФ. Соответственно снова расходы по безвозмездной передаче подарка в ходе его розыгрыша включаются в расходы по п. 4 ст. 246 НК РФ вопреки п. 16 ст. 270 НК РФ.
Можно возразить, что НДС связан с безвозмездной передачей, но не связан с рекламной акцией. Но тогда вступают в противоречие две другие равнозначные нормы, уже приводимые нами: подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (в сочетании с п. 19 ст. 270 НК РФ) и п. 16 ст. 270 НК РФ. Снова используем ту норму, которая «в пользу налогоплательщика».
Итак, рассматривая те же нормы Налогового кодекса, что и Минфин РФ, мы пришли к противоположному выводу: НДС, начисленный и уплаченный налогоплательщиком при безвозмездной передаче подарка в ходе рекламной акции, можно отнести к прочим расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль.