К нам в редакцию приходит немало писем, в которых читатели просят нас ответить на вопросы, касающиеся применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Ситуация 1. Я индивидуальный предприниматель, применяющий систему налогообложения в виде ЕСХН. Вправе ли я включать в свои расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу, плату за государственную регистрацию права на земельный участок, а также за регистрацию договоров аренды, изменений в эти договоры, вносимые на счет учреждения юстиции?
При определении объекта налогообложения плательщики ЕСХН уменьшают полученные ими доходы на расходы, предусмотренные п. 2 ст. 346.5 НК РФ. При этом указанные расходы должны соответствовать критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Согласно п. 7 ст. 346.5 НК РФ расходами плательщиков ЕСХН признаются фактически произведенные затраты.
В п. 2 ст. 346.5 НК РФ установлен закрытый перечень расходов, на которые налогоплательщик при исчислении ЕСХН вправе уменьшить полученные доходы.
Затраты налогоплательщика в виде платы за государственную регистрацию права на земельный участок, а также расходов, связанных с регистрацией договоров аренды и изменений, вносимых в эти до-говоры, в данном перечне не ука-заны. Следовательно, такие расходы не учитываются для исчисления ЕСХН.
Напомним, что в связи с изменениями, внесенными Законом от 13.03.2006 № 39-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.1 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 2.1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», с 01.01.2007 перечень расходов, принимаемых для целей обложения единым сельскохозяйственным налогом, указанный в п. 2 ст. 346.5 НК РФ, расширится. В него будут включены расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки.
Для того чтобы определиться с тем, относится ли плата за государственную регистрацию права собственности на земельный участок в состав данных расходов, необходимо выяснить, что законодатель подразумевал под понятием «имущественное право».
Это понятие не «расшифровано» ни в налоговом, ни в бухгалтерском законодательстве. Из данной нормы можно предположить, что имущественным считается любое право, которое имеет имущественную оценку, в том числе право собственности и право аренды. В связи с этим делаем вывод, что с 2007 года расходы на государственную регистрацию права на земельный участок и регистрацию договоров аренды земли учитываются для целей обложения ЕСХН.
Ситуация 2. Я являюсь индивидуальным предпринимателем, применяющим ЕСХН. В 2004 году прошел обязательную перерегистрацию в налоговой инспекции. В соглашении членов крестьянского хозяйства, где я являюсь главой, перечислено все имущество крестьянского хозяйства.
В сентябре 2005 года был куплен автомобиль КАМАЗ с прицепом. Следует ли включать его в соглашение членов крестьянского хозяйства? Следует ли начислять по этому имуществу амортизацию?
Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ.
Согласно п. 5 ст. 346.1 НК РФэти правила распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Ранее в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» «крестьянское (фермерское) хозяйство» определялось как самостоятельно хозяйствующий субъект с правами юридического лица, представленный отдельным гражданином, семьей или группой лиц, которые осуществляли производство, переработку и реализа-цию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности, земельных участков.
Закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» заменил Закон № 348-1.
Статьей 1 Закона № 74-ФЗ установлено, что фермерское хозяйство осуществляет свою деятельность без образования юридического лица. В связи с этим организации, находящиеся на ЕСХН, должны были пройти обязательную перерегистрацию в налоговых органах. В соответствии со ст. 4 Закона № 74-ФЗ граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение о создании фермерского хозяйства. Соглашение должно содержать следующие сведения:
· о членах фермерского хозяйства;
· о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со ст. 4 Закона № 74-ФЗ и порядке управления фермерским хозяйством;
· о правах и обязанностях членов фермерского хозяйства;
· о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
· о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;
· о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.
Из данного перечня буквально не следует, что Соглашение должно содержать наименование имущества, которое имелось у организации на момент создания фермерского хозяйства. Между тем согласно п. 4 ст. 6 Закона № 74-ФЗ члены фермерского хозяйства должны установить перечень объектов, входящих в состав имущества хозяйства, а также порядок формирования этого имущества.
Под имуществом фермерского хозяйства понимаются земельные участки, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и другая техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество (п. 1 ст. 6 Закона № 74-ФЗ).
В связи с изложенным мы бы порекомендовали внести изменения в перечень имущества, установленный в Соглашении.
Теперь рассмотрим вопрос, связанный с начислением амортизации по автомобилю, приобретенному во время применения ЕСХН. В п. 4 ст. 346.5 НК РФ указан порядок принятия расходов на приобретение основного средства в целях обложения ЕСХН. Порядок принятия таких расходов зависит от того, когда были приобретены основные средства — до или после перехода на ЕСХН. Расходы на приобретение основных средств, приобретенных налогоплательщиками после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, принимаются единовременно в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию. В то же время исходя из того, что затраты становятся расходами только после их оплаты, должно соблюдаться общее правило, в соответствии с которым основное средство, вводимое в эксплуатацию, должно быть оплачено для признания расходами затрат на его приобретение. А это означает, что в целях исчисления налога затраты налогоплательщиков на приобретение основных средств следует признавать расходами только после их фактической оплаты.
Возможно и такое, что основное средство оплачивается до его ввода в эксплуатацию. Тогда моментом признания расходов по его приобретению будет момент ввода объекта основных средств в эксплуатацию.
Таким образом, амортизацию по основному средству начислять не следует.
Ситуация 3. Наша организация применяет систему налогообложения в виде ЕСХН. Мы выращиваем яблоки. Стандартные плоды реализуются в свежем виде, нестандартные направляются в собственный цех для переработки. Получаемые в ходе переработки сок и пюре не попали в Перечень продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 02.09.2004 № 449. Можем ли мы включать в объем выручки от реализации сельскохозяйственной продукции долю выручки от реализации сока и пюре?
Для ответа на данный вопрос обратимся к п. 1 ст. 346.2 НК РФ. Согласно данной норме сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются, в частности, организации, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу. При этом должно соблюдаться условие, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 346.2 НК РФ если организации и индивидуальные предприниматели осуществляют промышленную переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, то доля дохода от реализации продукции первичной переработки в общем доходе от реализации произведенной ими продукции определяется исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и ее первичную переработку в общей сумме расходов на производство продукции из указанного сырья.
В нашем случае при производстве пюре и сока отсутствует продукция первичной переработки, то есть яблоки (сельскохозяйственная продукция) сразу поступают в промышленную переработку, в результате чего получается пюре и сок. Следует отметить, что Налоговый кодекс РФ не увязывает возможность применения нормы абз. 4 п. 1 ст. 346.2 НК РФ с обязательным наличием продукта первичной переработки.
В случае если при производстве промышленной продукции используется непосредственно сельскохозяйственная продукция, то следует определить долю (сумму) дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме дохода от реализации произведенной из нее промышленной продукции. Она рассчитывается пропорционально доле затрат на производство сельскохозяйственной продукции, используемой в качестве сырья для производства промышленной продукции, в общем объеме затрат на производство промышленной продукции.
МНЕНИЕ МИНФИНА
Аналогичного мнения придерживаются специалисты Минфина России.
Заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Юрий Подпорин дал нам такое разъяснение:
— Долю выручки от реализации пюре и яблочного сока организация вправе включить в объем выручки от реализации сельхозпродукции. Ее нужно определить пропорционально затратам на выращивание яблок, которые используются в производстве пюре и сока. Для этого необходимо определить удельный вес затрат на выращивание яблок, то есть соотношение затрат на выращенные яблоки, которые используются в производстве сока и пюре, и общего объема затрат на производство. Удельный вес исчисляется на основании ведомостей по учету затрат. А выручка от реализации яблок, использованных для производства сока и пюре, определяется путем умножения удельного веса затрат на сумму выручки от продажи сока и пюре.
Подобный же вывод сделан Минфином России в Письме от 16.01.2006 № 03-11-04/1/1 в отношении сахарной свеклы. Чиновники посчитали правомерным включение в состав доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции расчетной выручки от реализации сахарной свеклы в общем объеме выручки от реализации сахара.