Российский рынок медико-биологической и фармацевтической продукции активно развивается. В прошлом году его легальный объем превысил 170 млрд руб.
Рост коммерческого рынка в первом полугодии
По данным ЦМИ «Фармэксперт», лидером продаж первых месяцев года традиционно является группа противопростудных и противокашлевых препаратов. Однако эксперты отмечают, что в текущем году наблюдается стагнация объемов реализации в этой группе на уровне прошлого года. В первую очередь это связано с падением сбыта отхаркивающих препаратов. Так, самые востребованные препараты этой группы — «Лазолван» и «Амбробене» — продавались значительно хуже, чем в
В продажах «Бромгексина» никаких изменений не произошло. Специалисты выделяют рост раскупаемости препаратов «Либексин» на 23% и «Синекод» — на 33%. Вместе с тем, считают они, объемы реализации еще недостаточно велики для серьезного влияния на общий рост продаж этой группы.
В группе антибиотиков темпы продаж выросли, они сравнимы со среднерыночными. Эксперты говорят о росте реализации по всем трем лидирующим подгруппам: макролидам, оральным пенициллинам, оральным фторхинолонам. Самым покупаемым в этой группе стал «Сумамед» (+34%).
Раскупаемость витаминов осталась на прошлогоднем уровне. Среди комплексных поливитаминов все большую долю рынка завоевывает комплекс «Витрум». Рост спроса на него составил более 38%, а доля в общем объеме рынка витаминов выросла более чем на 4%. Темпами, сравнимыми с общим ростом коммерческого рынка, растут продажи другого лидера группы — «Мульти-табс» — и, напротив, падают продажи у отечественного «Компливита» и «Центрума».
На первых позициях рейтинга среди торговых марок в коммерческом секторе рынка, отмечают специалисты «Фармэксперта», находится отечественный препарат «Арбидол». Даже с учетом неизбежного снижения темпов роста его реализации в летние месяцы, скорее всего и по итогам года он удержит лидерство.
Среди торговых марок эксперты выделяют появление еще двух российских лекарственных средств — «Мексидола» и гомеопатического препарата «Анаферон».
В числе других брендов, показавших значительный прирост реализации, выделяют «Эссенциале», «Ксеникал» и «Терафлю». Увеличение продаж «Эссенциале» вызвано в первую очередь прошлогодним спадом его реализации, связанным с началом программы льготного обеспечения лекарствами, в которой участвует значительная часть потребителей этого продукта.
Рост спроса на «Ксеникал» связан с повышенным интересом к группе препаратов для лечения ожирения. «Терафлю» же постепенно завоевывает все большую долю рынка комплексных противопростудных средств, в первую очередь за счет вытеснения с рынка препарата «Фервекс».
Как отмечают эксперты, десятка лидеров среди торговых марок по темпам роста коммерческих продаж представлена исключительно инновационными и гомеопатическими продуктами. Именно эта группа препаратов наиболее стремительно развивается на российском рынке.
Новые поколения лекарств постепенно вытесняют устаревших конкурентов. Рост доверия потребителя к гомеопатическим средствам объясняется в том числе и тем, что теперь их регистрируют как лекарственные, что позволяет производителям позиционировать свои продукты наравне с лекарствами традиционной медицины.
Специалисты также обращают внимание на то, что среди десяти лидеров по темпам роста продаж четыре представляют отечественного производителя. Это говорит о все более возрастающем профессионализме наших российских компаний в части продвижения своих брендов на рынке.
К сведению
В рамках Программы дополнительного лекарственного обеспечения льготников бесплатными лекарствами в текущем году израсходовано свыше 50 млрд руб.