«Звезды» аптечных прилавков

| статьи | печать

Российский рынок медико-биологической и фармацевтической продукции активно развивается. В прошлом году его легальный объем превысил 170 млрд руб.

 

Рост коммерческого рынка в первом полугодии 2006 г. эксперты оценивают в 19%. Это чуть ниже прошлогоднего уровня, но выше среднеевропейских темпов развития. Аналитики полагают, что это делает российский рынок весьма привлекательным для производителей лекарственных средств.

По данным ЦМИ «Фармэксперт», лидером продаж первых месяцев года традиционно является группа противопростудных и противокашлевых препаратов. Однако эксперты отмечают, что в текущем году наблюдается стагнация объемов реализации в этой группе на уровне прошлого года. В первую очередь это связано с падением сбыта отхаркивающих препаратов. Так, самые востребованные препараты этой группы — «Лазолван» и «Амбробене» — продавались значительно хуже, чем в 2005 г.

В продажах «Бромгексина» никаких изменений не произошло. Специалисты выделяют рост раскупаемости препаратов «Либексин» на 23% и «Синекод» — на 33%. Вместе с тем, считают они, объемы реализации еще недостаточно велики для серьезного влияния на общий рост продаж этой группы.

В группе антибиотиков темпы продаж выросли, они сравнимы со среднерыночными. Эксперты говорят о росте реализации по всем трем лидирующим подгруппам: макролидам, оральным пенициллинам, оральным фторхинолонам. Самым покупаемым в этой группе стал «Сумамед» (+34%).

Раскупаемость витаминов осталась на прошлогоднем уровне. Среди комплексных поливитаминов все большую долю рынка завоевывает комплекс «Витрум». Рост спроса на него составил более 38%, а доля в общем объеме рынка витаминов выросла более чем на 4%. Темпами, сравнимыми с общим ростом коммерческого рынка, растут продажи другого лидера группы — «Мульти-табс» — и, напротив, падают продажи у отечественного «Компливита» и «Центрума».

На первых позициях рейтинга среди торговых марок в коммерческом секторе рынка, отмечают специалисты «Фармэксперта», находится отечественный препарат «Арбидол». Даже с учетом неизбежного снижения темпов роста его реализации в летние месяцы, скорее всего и по итогам года он удержит лидерство.

Среди торговых марок эксперты выделяют появление еще двух российских лекарственных средств — «Мексидола» и гомеопатического препарата «Анаферон».

В числе других брендов, показавших значительный прирост реализации, выделяют «Эссенциале», «Ксеникал» и «Терафлю». Увеличение продаж «Эссенциале» вызвано в первую очередь прошлогодним спадом его реализации, связанным с началом программы льготного обеспечения лекарствами, в которой участвует значительная часть потребителей этого продукта.

Рост спроса на «Ксеникал» связан с повышенным интересом к группе препаратов для лечения ожирения. «Терафлю» же постепенно завоевывает все большую долю рынка комплексных противопростудных средств, в первую очередь за счет вытеснения с рынка препарата «Фервекс».

Как отмечают эксперты, десятка лидеров среди торговых марок по темпам роста коммерческих продаж представлена исключительно инновационными и гомеопатическими продуктами. Именно эта группа препаратов наиболее стремительно развивается на российском рынке.

Новые поколения лекарств постепенно вытесняют устаревших конкурентов. Рост доверия потребителя к гомеопатическим средствам объясняется в том числе и тем, что теперь их регистрируют как лекарственные, что позволяет производителям позиционировать свои продукты наравне с лекарствами традиционной медицины.

Специалисты также обращают внимание на то, что среди десяти лидеров по темпам роста продаж четыре представляют отечественного производителя. Это говорит о все более возрастающем профессионализме наших российских компаний в части продвижения своих брендов на рынке.

К сведению

В рамках Программы дополнительного лекарственного обеспечения льготников бесплатными лекарствами в текущем году израсходовано свыше 50 млрд руб.