После разгрома Наполеона российский император Александр I пригласил к себе на службу барона Жомини, который принимал активное участие в разработке планов вторжения французов в Россию. Уже у нас в стране он написал труд «Очерки военного искусства», где в главе «О логистике, или Практическом искусстве приводить армии в движение» изложил принципы логистики.
Сегодня же крупная сетевая торговая компания, открывая очередной супермаркет, дает объявление в газете о найме на работу логистов, в скобках — грузчиков, то ли ради красного словца, то ли не понимая его смысла. Поэтому логистический форум «Логистика. Товародвижение. Снабжение» постарался уделить как можно больше внимания сути профессии.
С одной стороны, мы значительно продвинулись в понимании, что такое логистика. Создана отечественная школа логистики, наши научные и практические разработки не только признаются мировым сообществом, но и востребованы, специалистами других стран тщательно изучаются наши инновационные решения.
С другой стороны, в нашей стране они не только не пользуются популярностью, но и порой даже не известны. Вот и получается, что логист ассоциируется с грузчиком. Поэтому среди задач логистического форума, организованного Институтом исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР), информационным спонсором которого выступила «ЭЖ», были: познакомить участников с передовыми технологиями, опытом их применения в реальном секторе экономики, рассмотреть государственные планы и решения по организации и развитию транспортной системы, сформировать сообщество бизнесменов, использующих логистику как комплексный инструмент управления.
Материально-техническое обеспечение
Система материально-технического обеспечения каждой компании имеет свои особенности. Они определяются профилем и масштабом деятельности, структурой управления, территориальным размещением производственных подразделений, их статусом и т.д.
Цель снабжения — производство должно получать необходимые по количеству и качеству материальные ресурсы в нужные сроки, в нужном месте, от надежного поставщика, по выгодной цене с минимальными транспортными затратами на внешнюю и внутреннюю доставку в соответствии с реальными возможностями по хранению, оплате и пр.
Как отмечает заместитель гендиректора по науке ИТКОРа Фарит Жемалдинов, несмотря на то что централизованно управлять всеми этими процессами сложно, такое решение позволяет минимизировать совокупные снабженческие затраты, составляющие от 60 до 75% общих производственных расходов.
Один из участников форума — руководитель самостоятельной структуры по материально-техническому обеспечению крупной корпорации признался обозревателю «ЭЖ», что приехал на форум с двойственным чувством.
Казалось бы, логистика позволяет эффективно решать многие управленческие задачи, а ее использование в компании, что называется, хуже некуда. Несколько лет акционеры намереваются приобрести одну из известных западных систем, сроки внедрения которой тоже исчисляются несколькими годами. А пока все структуры компании снабжаются по старинке. Попробуй разберись, даже с помощью «самописной» программы, в 40 000 номенклатурных наименований! Тут не до оптимизации бизнес-процессов и экономии ресурсов.
Опыт Сибирской угольной энергетичской компании, о котором доложил начальник управления закупок работ и услуг Владимир Беззубов, вдохновил участников форума на практические действия.
Ситуация складывалась похожим образом. Пока акционеры компании рассматривают возможность покупки большой системы, все задачи маттехснаба решаются централизованно и успешно в отечественной системе «Парус». Результаты показательны. Так, например, осуществляется автоматический выбор поставщика. А это 80000 номенклатурных позиций, 1500 поставщиков и 80 предложений каждого. В итоге получили снижение затрат на закупку МТР на 17% и снижение транспортных расходов на перевозку с 7 до 5% от суммы закупок.
Универсальный характер
Сфера использования логистики значительно шире решения задач материально-технического обеспечения.
Если современный рынок — это потребитель и удовлетворение его потребностей, то логистика — это теория и практика поведения предприятия на этом рынке, поскольку именно она замыкает коммерческий цикл. В свою очередь, логистическая система представляет собой сложную структурированную систему, обеспечивающую процесс управления материальными и сопутствующими им потоками. Поэтому ее можно рассматривать как общую теорию управления предприятием. И этот вывод — не попытка установления новой иерархии, а уточнение универсального характера логистического подхода к решению задач бизнеса.
По словам генерального директора Астраханского морского порта Георгия Бережнова, логистическая теория суть постоянно изменяющаяся и воспроизводящаяся совокупность алгоритмов предвидения и реагирования на рыночные события на основе принципа целостности коммерческого цикла. Если кратко, то это процесс концептуализации деятельности предприятия с позиций потребителя.
Фактор социально-экономического развития
В общем виде современная логистика занимается оптимизацией размещения во времени и пространства товароматериальных, транспортных, сопутствующих им информационных, сервисных и финансовых потоков. Первостепенное значение приобретает формирование региональных логистических транспортно-распределительных систем и их последующая интеграция с федеральной и международной логистическими системами грузо- и товаропередвижения.
В разработанной Минтрансом РФ Транспортной стратегии России на период до 2020 года развитие транспортной системы рассматривается в качестве важнейшего фактора социально-экономического роста страны, обеспечивающего:
· рационализацию размещения производительных сил;
· повышение эффективности использования природных ресурсов и социально-экономического потенциала регионов страны;
· развитие предпринимательства и расширение международного сотрудничества;
· вхождение России в мировую экономику в качестве равноправного партнера.
Грузчики и логисты
Как отмечает генеральный директор ИТКОРа Олег Курбатов, проведение форума — это не только повод отметить 40-летие института, который заложил основы научно-практической логистики в нашей стране. Это реальный вклад в формирование и развитие цивилизованных рынков, действенная помощь предприятиям в решении не только логистических задач, но и комплексных управленческих, интеграция научных разработок и практических решений для бизнеса.
Но самые ценные технологические активы страны заключаются в самом человеке, в способности граждан решать сложные проблемы будущего, что в итоге определяет благосостояние страны.
И если грузчики нового супермаркета выступают носителями современных логистических технологий и радеют о нуждах Отечества, решая «сложные проблемы будущего», тогда они — истинные логисты.
Создание интегрированных логистических систем обеспечивает
· сокращение транспортных расходов на 10—20%;
· уменьшение расходов на погрузо-разгрузочные опе-рации, хранение материальных ресурсов и готовой продукции на 15—30%;
· снижение общих логис-тических издержек на18—35%;
· ускорение оборота мате-риальных ресурсов на20—40%;
· снижение запасов материальных ресурсов и готовой продукции на 50—100%.