Отрадно, что еженедельник «Экономика и жизнь» стал уделять много внимания положению дел на стальных магистралях, по праву называемых кровеносной системой экономики России. Не умаляя работы омских железнодорожников по повышению эффективности перевозок, хочу предостеречь от победных рапортов. В репортаже говорится о значительном росте прибыли, но честно констатируется, что на балансе компании «Омск-пригород» нет основных фондов (здания вокзалов находятся по-прежнему на балансе основной железной дороги). Как же можно считать прибыль, когда «за счет дяди» содержатся значительные ресурсы, дающие доход? Получается, как в фильме «Волга-Волга»: кричать буду я, а отвечать ты. Подобный опыт уже был. В проектных организациях практиковались временные трудовые коллективы, ограниченно платившие материнской организации за используемые ресурсы, то есть почти не отдававшие ей ничего из доходов за пользование этими ресурсами. А из этого делался вывод о неэффективности государственного сектора.
Сомнительная операция, подобная омской, проводится в Московском узле, где в состав пригородной дирекции не включено обслуживающее ее специализированное моторвагонное депо Домодедово. При этом применяются далеко не всегда честные способы выманивания работников из основной РЖД в дочерние компании, после чего они нередко исполняют романс «Ах, когда б я прежде знала…»
Нужно сказать, что руководство РЖД ведет себя некорректно не только к ныне работающим, но и к будущему своей отрасли. В обращении к студентам отрасли г-н Якунин говорит о плавности и бесконфликтности своих реформ, но умалчивает, что десятки тысяч студентов и преподавателей отрасли стали железнодорожниками второго сорта и при самовольно расширенном толковании законодательства вообще не признаются железнодорожниками.
М. Кардасевич, инженер-экономист путей сообщения,
г. Москва