Наконец-то поправки в Акционерный закон вступили в действие в полном объеме. Установленные законодателем правовые последствия, возникающие в случае достижения сверхвысокой концентрации корпоративного контроля у одного лица или группы аффилированных лиц на уровне владения ими свыше 95 процентов голосующих акций общества, как известно, должны были «заработать» с момента вступления в силу долгожданных изменений в Закон об оценочной деятельности. Момент истины настал. Решились ли проблемы?
Напомним, что поправки, внесенные Федеральным законом от 05.01.2006 № 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ «О внесении изменений…»), вводились в действие поэтапно.
Основная часть положений вступила в силу 1 июля c. г. Следующим этапом стало введение в действие правовых последствий, возникающих в случае достижения сверхвысокой концентрации корпоративного контроля у одного лица или группы аффилированных лиц на уровне владения ими свыше 95 процентов голосующих акций общества (ст. 7 Закона).
Такой подход законодателя объясняется необходимостью гарантировать интересы микроминаритариев, поскольку в настоящий момент вся нагрузка в части достоверности рыночной стоимости акций, приобретаемых у данных владельцев ценных бумаг, легла на независимых оценщиков. Понятно, что при таком положении необходимо диверсифицировать риски недобросовестных действий оценщиков, с тем чтобы повысить общий уровень гарантий, обеспечивающих получение адекватной компенсации за выкупаемые акции.
Статья 7 ФЗ «О внесении изменений…» вступила в силу 12 августа, а именно со дня вступления в силу Закона, регулирующего условия и порядок осуществления обязательного страхования гражданской ответственности оценщика. Отметим, что ФЗ «О внесении изменений…» не имел в виду принятие закона, посвященного именно вопросам страхования ответственности оценщика. Речь шла о поправках в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» (далее — ФЗ «Об оценочной деятельности…»). Именно последний определил условия и порядок осуществления обязательного страхования гражданской ответственности, а также передал значительную часть контроля за деятельностью в этой сфере саморегулируемым организациям оценщиков, что связано с отменой лицензирования оценочной деятельности.
Оцени хорошее, и тебя оценят
Новации ФЗ «Об оценочной деятельности...» содержат много существенных изменений. В отличие от ранее действующего порядка осуществлять данную деятельность вправе только физические лица, занимающиеся частной практикой или на основании трудового договора с юридическим лицом. В любом случае оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций (далее – СРО).
Оценщик принимается в члены СРО решением коллегиального органа управления. За нарушение требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов, федеральных стандартов оценки, а также правил деловой и профессиональной этики он может быть исключен из числа членов организации решением коллегиального органа. Об этом факте сообщается всем СРО, внесенным в Единый госреестр саморегулируемых организаций оценщиков.
Граждане и юридические лица вправе обращаться за предоставлением информации о членах саморегулируемых организаций, а последние обязаны таковую предоставить в порядке, определенном внутренними документами, и в срок, не превышающий семи дней со дня поступления запроса.
Нельзя не упомянуть новые нормы, регламентирующие меры обеспечения имущественной ответственности оценщика. Так, убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете оценщика, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или за счет имущества юридического лица, с которым тот заключил трудовой договор.
Также оценщики обязаны заключать договор страхования ответственности и участвовать в формировании компенсационного фонда СРО оценщиков. Договор заключается на срок не менее одного года с условием возмещения ущерба, причиненного в период его действия, в течение срока исковой давности. Размер страховой суммы по договору не может быть менее трехсот тысяч рублей. При наступлении страхового случая производится выплата в размере причиненного заказчику или третьему лицу реального ущерба, установленного решением арбитражного суда, но не превышающего страховую сумму по договору обязательного страхования ответственности.
Единственный шанс можно упустить и в сотый раз
Каков же отныне порядок «вытеснения» микроминоритариев?
Итак, для обществ, где на 1 июля
Согласно п. 4 ст. 7 ФЗ «О внесении изменений…» в случае неисполнения «поглотителем» обязанности направить уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг любой владелец ценных бумаг, подлежащих выкупу, вправе предъявить требование о выкупе в течение одного года со дня вступления в силу ст. 7 указанного Закона, но не ранее истечения 35-дневного срока.
Крупный акционер в течение года со дня вступления в силу ст. 7 вправе «вытеснить» миноритариев по правилам ст. 848 ФЗ «Об АО», правда, при соблюдении некоторых особенностей: цена выкупаемых ценных бумаг в случаях, предусмотренных ст. 7, не может быть ниже:
- средневзвешенной цены, определенной по результатам торгов организаторов торговли на рынке ценных бумаг за шесть месяцев, предшествующих дате направления требования о выкупе;
- стоимости, определенной независимым оценщиком в отчете об оценке ценных бумаг и подтвержденной СРО оценщиков при проведении экспертизы такого отчета;
- наибольшей цены, по которой «поглотитель» или его аффилированные лица приобрели либо обязались приобрести соответствующие ценные бумаги в течение шести месяцев, предшествующих дате направления требования о выкупе.
Согласно п. 8 ст. 7 ФЗ «О внесении изменений…» указанные выше правила распространяются и на других мажоритарных акционеров, обладающих на 1 июля
Казалось бы, преграды преодолены, поправки должны действовать, но есть одно «но». Как говорится, если совершенство не имеет предела, значит, оно несовершенно. В п. 6 ст. 7 ФЗ «О внесении изменений…» установлено, что стоимость определяется независимым оценщиком в отчете об оценке ценных бумаг и подтверждается СРО оценщиков при проведении экспертизы такого отчета. Порядок проведения экспертизы отчета об оценке ценных бумаг, а также требования и порядок выбора саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющей проведение экспертизы, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование оценочной деятельности.
Оценочное сообщество заинтриговано, саморегулируемые организации должны не только контролировать деятельность своих членов, но еще и подтверждать своими заключениями правильность определенной ими стоимости. Более того, Законом об оценочной деятельности не установлен порядок проведения экспертизы отчета. Что это: очередной «тормоз» на пути «поглотителей» или не до конца продуманная инициатива законодателей?
Обратите внимание!
В связи с рассматриваемыми выше проблемами и получением ФСФР России уведомлений о праве требовать выкупа, предусмотренных ст. 847 ФЗ «Об АО», и требований о выкупе ценных бумаг ОАО, предусмотренных ст. 848 ФЗ «Об АО», представляемых лицами, которые на 1 июля 2006 года совместно со своими аффилированными лицами владели более 95 процентами акций, указанных в п. 1 ст. 841 ФЗ «Об АО», ФСФР России в начале сентября опубликовала информационное письмо профессиональным участникам фондового рынка о направлении уведомления о праве требовать выкупа ценных бумаг и требования о выкупе ценных бумаг открытых акционерных обществ в соответствии со ст. 7 ФЗ «О внесении изменений…». В нем сообщается о том, что «в связи с тем, что нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, осуществляющего регулирование оценочной деятельности, устанавливающий порядок проведения экспертизы отчета независимого оценщика об оценке выкупаемых ценных бумаг, а также требования и порядок выбора саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющей проведение такой экспертизы, до настоящего времени не вступил в силу, ФСФР России направляет предписания о приведении представленных уведомлений о праве требовать выкупа ценных бумаг и требований о выкупе ценных бумаг в соответствие с требованиями п. 6 ст. 7 ФЗ «О внесении изменений…».
ФСФР России обращает внимание участников рынка ценных бумаг, в том числе лиц, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, на то, что до приведения таких уведомлений и требований в соответствие с требованиями п. 6 ст. 7 ФЗ «О внесении изменений…» они не могут считаться соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации, а действия по выкупу ценных бумаг, совершаемые на их основании, могут быть оспорены в судебном порядке».