Российскому сегменту сети Интернет исполнилось 12 лет. Тем не менее законодательство в сфере сетевых форм экономических взаимоотношений остается крайне неразвитым. Во многом благодаря этому масштабы недобросовестной конкуренции растут прямо пропорционально количеству корпоративных веб-сайтов.
Участники «круглого стола» «Рунет — методы конкурентной борьбы и сражения за рейтинги: все средства хороши?», прошедшего при поддержке информационного агентства «Росбалт», сошлись во мнении, что отсутствие общепринятых регламентов взаимодействия между участниками сетевых рынков тормозит их дальнейшее развитие.
По мнению специалистов, в последние годы Интернет из среды коммуникации превратился в площадку сбыта продукции и услуг. Многие компании, желающие расширить целевую аудиторию клиентов и увеличить объемы продаж, создают корпоративные сайты. Они рассчитывают на приток новых покупателей и усиление лояльности потребителей к своим торговым маркам. Однако открытие собственной интернет-странички — это только первый шаг.
Найти и не сдаваться!
Большинство пользователей Всемирной паутины осуществляют поиск интересующих товаров и услуг с помощью поисковых систем (Яndex, Google, Rambler, Yahoo, MSN и др.). В ответ на текстовый запрос система выдает упорядоченный список сайтов, содержание которых в той или иной степени соответствует искомому. Позиция каждой конкретной веб-страницы в этом списке зависит от множества факторов, в том числе от количества ссылок на нее, размещенных на других страницах, близких по тематике.
Рядовой потребитель, желая собрать как можно больше информации о предстоящей покупке, открывает страницу поисковой системы и набирает текст запроса в строке поиска. Система выдает несколько десятков страниц списка сайтов. Статистика утверждает, что редкий пользователь заглядывает дальше пятой страницы. Поэтому чем ближе позиция корпоративного веб-сайта к первой десятке, тем больше потенциальных клиентов его посетят.
Несмотря на то что согласно концепции поисковых систем чем выше позиция сайта в списке выдачи, тем лучше он отвечает запросу пользователя, на практике это часто оказывается не так. Тем не менее если компания ставит своей целью привлечение дополнительной аудитории клиентов из сети, она вынуждена бороться за высокий рейтинг корпоративного сайта, поскольку интернет-сообщество, особенно в России, склонно доверять «поисковикам».
На первый взгляд сама идея такой борьбы может показаться абсурдной, ведь все без исключения поисковые системы декларируют объективность и непредвзятость результатов выдачи. Однако, по словам Дмитрия Завалишина («Дигитал Зон»), алгоритмы формирования рейтингов часто не способны отличить качество самого сайта от качества его «раскрутки».
В погоне за местом в первой десятке компании используют различные методы оптимизации веб-страниц, подстраивая их под требования алгоритмов. Администрация поисковых систем старается отслеживать подобные воздействия и наказывать провинившихся, вплоть до исключения страницы из любых списков выдачи. Несмотря на это, ситуация напоминает гонку вооружений, и чем совершеннее становятся поисковые алгоритмы, тем изощреннее методы оптимизации сайтов.
Пагубная зависимость
«Хочется игры по правилам», — говорит Евгений Поляков («ОЛДИ»). Его компания, как и многие другие, стала жертвой недобросовестной сетевой конкуренции — другой разновидности борьбы за высокие рейтинги. «Не можешь занять выгодную позицию сам — спихни с нее конкурента!» — таков девиз ее приверженцев.
Существует множество способов «очернить» чужой сайт в глазах поисковой системы, и, как в реальной жизни, «клевету» и ее авторов трудно изобличить. В свою очередь, администрация «поисковиков» применяет одинаковые меры наказания как к действительным нарушителям, так и к невинным веб-страницам, зачастую без объяснения причины. Если бы существовали общепринятые правила взаимодействия владельцев сайтов и поисковых систем, ущерба от подобных ситуаций можно было бы избежать.
Кроме того, российский бизнес впадает в своего рода зависимость от поисковых рейтингов. По мнению Кирилла Готовцева («МаньяКо»), компания, осваивающая сетевые рынки главным образом с помощью воздействия на выдачу, заведомо менее конкурентоспособна.
Необходимо использовать и иные инструменты привлечения пользователей сети, такие как контекстная и банерная, а также офлайновая реклама, размещение ссылок на площадках других популярных сайтов, оформление онлайновой подписки на тематические рассылки зарегистрированным клиентам и т. д.
Для компаний, реализующих комплексную систему мер по «раскрутке» своих веб-страниц, позиция в поисковом рейтинге по большому счету не показатель. Если количество тематических ссылок на сайт велико, посетители будут всегда и нет никакой необходимости занимать первое место выдачи по конкретному запросу.
Главное — помнить, что конъюнктура сетевых рынков в руках их участников. Недобросовестная конкуренция не рождается из воздуха, она плод нездорового ажиотажа вокруг высоких позиций рейтингов. Прогноз сколь очевиден, столь и мрачен — пользователи сети потеряют интерес к поисковым системам, им не нужны списки неадекватной запросам выдачи, нашпигованные сражающимися сайтами. Участникам сетевых рынков необходимо играть по правилам, только тогда у конкуренции появится совесть.
Рунет в цифрах:
· ежемесячная аудитория свыше 25 млн человек;
· самая большая группа пользователей — те, кто выходит в сеть не реже одного раза в неделю;
· 26% аудитории проживают в Центральном регионе;
· 500 тыс. пользователей проживают в малонаселенных городах;
· свыше половины аудитории использует компьютеры, выпущенные в XXI веке.